(она же "Чужбина", Outland, 1981, Великобритания)
Ушедший семь лет назад на пенсию Питер Хайамс ("Козерог один", "Космическая одиссея 2010", "Патруль времени", "Внезапная смерть", "Конец света", "Близкие враги") обожал снимать фантастику во всех её формах, от классической НФ, до боевиков и хорроров.
"Чужая земля" - второй его опыт на данном поприще, в том числе сценарный. И, к несчастью, опыт провальный, несмотря на крутой по тем временам для фантастики бюджет в 16 млн. $ (для сравнения: у первых "Терминатора" и "Чужого" бюджеты были, соответственно, 6,4 и 11 миллионов).
Почему же Скотту и Кэмерону удалось взорвать танцпол фант. боевиков, а Хайамсу нет?
Расклад интересный, но чересчур очевидный. Несмотря на густой фантастический антураж, сюжет "Чужой земли", увы, мелковат и, скажем так, приземлён для разыгрывания его в подобных декорациях. Отсюда разочарование и недоумение, которые ощутил зритель по выходу из кинотеатра.
А что ещё ему было чувствовать? Всё то же самое, что ему показали здесь, можно было с равным успехом разыграть не в космосе будущего, а на Земле настоящего. К примеру, на океанской нефтяной платформе, или на удалённых от цивилизации, рудниках Африки и Амазонии. Поэтому вопрос, на кой чёрт Хайамсу сдалась для его истории луна Юпитера Ио, так и повис без ответа в вакууме.
Как бы то ни было, но космические декорации были выстроганы, Шон Коннери на главную роль подписан, и вот его герой, законник-маршал О’Нил прибывает на Ио. Туда, где человечество невесть в каком столетии - Хайамс этого не уточняет, - вовсю добывает титан. Не уточняет Хайамс и то, сколько сто́ит на Земле эотт титан после его аж годичной (!) туда транспортировки. Но, чую, зубные протезы, кастрюльки и авторучки из него покупать стало явно невыгодно.
Впрочем, сам по себе титан интересовал О’Нила в последнюю очередь. А в первую на его новом месте службы возникла череда загадочных самоубийств.
Нет, воистину, что ни день, то какой-нибудь шахтёр разгерметизирует сам себе скафандр, или выпрыгнет без него на поверхность Ио, или решит не дожить до очередной зарплаты иным, столь же болезненным способом. А один такой чудик захватил заложницу и стал орать, что прикончит её, вот только не мог вспомнить, зачем вообще ему вздумалось нарушить уголовный кодекс.
Ясно-понятно, что дальше так продолжаться не могло, и ситуация требовала экстренного о’нильского вмешательства. Тем более, что его подчиненные, здешние "безопасники", как будто ничего этого в упор не замечали, полагая, что всё везде пучком, ништяк и зашибись.
Однако, если в нынешней космофантастике вроде "Пандорума", "Пекла", "Сквозь горизонт" или "Сверхновой" такая завязка развилась бы в нечто хоррористое или мистическое, "Чужая земля" не способна дать нам ничего кроме самого банального объяснения происходящему. С дальнейшим, столь же банальным расхлёбыванием итогов сования О’Нилом своего носа во все дыры. И пусть сама по себе эта история не теряет интригу вплоть до финала, с его наступлением вы поймёте, почему картине не удалось стать классикой жанра, хотя у неё были для этого предпосылки.
***
В общем, небезынтересный с киноисторической точки зрения фильм, да и поклонникам Шона Коннери не стоит проходить мимо него. Однако всех ждущих от подобной фантастики чего-то "такого-этакого" "Чужая земля", скорее всего, разочарует. И вы, понурив голову, отправитесь пересматривать "Вспомнить всё" со Шварцем. Где есть всё то же самое, только больше, фантастичнее, драйвовее и в гораздо лучшем исполнении.