(Supernova, 2000, США)
Кассовые провалы крупнобюджетной фантастики на переломе тысячелетий стали настолько частым явлением, что уже никого и не удивляли. "Вирус", "Конец света", "Солдат", "13-й воин", "Дикий, дикий Вест", "Красная планета", "Миссия на Марс", "Сфера" и многие-многие другие... "Сверхновая" - тоже из числа этих толстых, но разорившихся лузеров. Вложенные в неё 90 млн. $ обернулись всего-навсего 14-миллионной прибылью, а остальные были вышвырнуты в открытый космос, где и сгинули безвозвратно. Чему, видимо, поспособствовали две причины. Первая: творческая судьба у этого фильма выдалась непростой. Снимал его Уолтер Хилл ("Красная жара", "Герой-одиночка", "48 часов"), вроде бы матерый режиссер боевого кино, но вот результат его трудов продюсеров, увы, не впечатлил. И они, выставив Хилла за дверь, позвали на выручку аж самого Фрэнсиса Форда Копполу. Который, досняв ряд эпизодов, и занимался окончательным монтажом картины.
К сожалению, ничего не помогло. В итоге и от фирменного ироничного стиля Уолтера Хилла в "Сверхновой" ничего не осталось, и серьезного, размашистого почерка Копполы в ней абсолютно не чувствуется.
Вторая причина, по которой зритель почувствовал себя обманутым: спецэффекты в фильме выглядят отнюдь не на блокбастерном уровне, а как минимум раза в два дешевле. Особенно умиляет яблоко сюжетного раздора, инопланетный суперартефакт - этакий светящийся ярким фиолетовым светом, "кабачок" со сквозной дыркой в середине. Возможно, он подвержен внешним метаморфозам или у него сложная, меняющаяся текстура поверхности? Нет, забудьте - кому были нужны эти художественные изыски и лишняя трата бабла? Весь сырбор на звездолете "Nightingale" разгорается из-за какого-то банального светильника без подставки, глядя на который актёрам было велено изображать удивление, благоговение и страх.
А ведь тремя годами ранее на экраны вышел "Звездный десант" Пола Верховена, стоивший лишь на 15 миллионов дороже, зато шедший на пике визуально-цифрового прогресса того времени. "Сверхновая" же выглядит так, будто её сняли в одно время с первым "Чужим" (1979), только "рисовали" её люди с куда меньшей фантазией. При том, что у неё в титрах фигурирую имена не самых последних художников Голливуда, работавших доселе над всё тем же "Звездным десантом", "Последним киногероем", "Чужим 3-4" и "Разрушителем".
Зато сюжет у фильма пусть не слишком оригинальный, но развивается бодренько, без топтания на месте. И радует хоть каким-то разнообразием действия в убогих безыдейных декорациях.
Короче говоря, за иллюминаторами у нас сегодня далекое будущее, в котором человечество изобрело телепортацию. Благодаря чему тут же с гиканьем бросилось на просторы галактики. И вот однажды, получив сигнал SOS, спасательный звездолет "Nightingale" устремляется аж за 4000 световых лет к "блуждающей" планете, откуда ему отчаянно строчит космической морзянкой некий Карл Ларсон (Питер Фачинелли). Вот только, "вынырнув" из телепортационного режима, спасатели обнаруживают рядом с планетой офигенный сюрприз. Оказывается, она "доблуждалась": угодила в гравитационное поле голубого гиганта и готовилась вскоре сгореть в его пламени.
Понятно, что хорошую и добрую звезду голубым гигантом не назовут. Вот и этот коварный мерзавец с радостью потянул к себе не только планету, но и примчавшийся к ней звездолет. Разве что у того ещё оставался последний шанс телепортироваться обратно, поэтому медлить со спасательной операцией было нельзя.
Правда, главная докторша (Анджела Бассетт), услыхав имя спасаемого, вдруг сразу напряглась, поскольку это был ее давний хахаль, тот ещё подонок. Но нет, вроде бы пронесло. Подобранный спасателями мужик был слишком молод для Карла Ларсона, хотя и имел к нему отношение, представившись его сыном. А ещё при нем был очень странный груз - загадочная светящаяся Хрень. Которую Карл хотел доставить на Землю и предложил экипажу "Nightingale" войти с ним в долю, ведь за Хрень на Земле якобы отвалят не одно состояние. Но звездолетчики как-то сразу почуяли неладное и, разумеется, предчувствия их не обманули. И потому оставшуюся часть картины мы наблюдаем, как вокруг этого чудо-светильника разыграются скандалы один другого вероломней и кровавей, хотя чересчур крутых виражей и нежданчиков в этой истории и не будет.
***
В общем, это была бы добротная космическая фантастика среднего пошиба, если бы её сняли в начале 80-х. Однако её сделали на двадцать лет позже и за довольно большие деньги, поэтому относиться к ней со всей серьезностью не получается. И всё же для однократного просмотра она вполне сгодится, так как делали её не последние режиссеры Голливуда, пусть даже порознь и без особого энтузиазма.