Колорист подобрал краску «встык», а маляр напортачил – цвет на машине совсем не подходит. Бывало такое? Краски без эффекта (просто синий, красный или зеленый) редко выкидывают такие фокусы, а вот что касается металликов и перламутров, то данная ситуация не редкость. Почему? Давайте разберемся вместе и по порядку.
Краски с эффектом (металлики, перламутры, хамелеоны, ксираллики и пр.) коренным образом отличаются от красок без эффекта только наличием в своей структуре частиц металла, слюды, различных искусственно созданных композиций. Состав обычных эмалей – это смола, наполнитель, пигмент. Если наносить такой состав кистью или пульверизатором, то мы получим различную структуру поверхности и толщину, но на цвет способ нанесения не сильно повлияет. Это, конечно же, не касается такого свойства как укрывистость. Но об этом отдельный разговор.
Однако, стоит нам подсыпать в наш состав краски частицы перламутра или алюминия, и краска начинает вести себя совершенно по-другому. Кистью ее просто невозможно нанести – потому что от желаемого оттенка цвета останутся только мечты. Да и о равномерности покрытия вообще лучше даже не говорить. Такие составы можно равномерно нанести только пульверизатором. Но и тут не все так просто: каждый слой краски несет свои изменения в оттенке и причем значительные.
Как это происходит?
Свет отражается от частиц слюды или металла, отраженный свет проходит сквозь толщу цветных пигментов, и мы видим цвет покрытия плюс структуру. Структура, это вкрапления в краску – красиво, когда структура равномерная и некрасиво, когда частицы расположены неравномерно.
Правильно нанесенная краска
Ниже пример не совсем красивой структуры – на машине, поверьте, смотрится совсем отвратительно.
Каким же образом простое добавление частиц металла или слюды ведет к таким последствиям?
Все просто – на рисунке ниже показаны ситуации, когда краска нанесена с правильной и красивой структурой и когда это не так.
Ситуация А
Структура смотрится равномерно, потому что частицы металла или перламутра расположены равномерно и четко, как солдаты в строю. Не дает им разойтись в беспорядке толщина покрытия. Именно толщина слоя краски позволяет контролировать равномерность.
Ситуация В
Когда создаются такие условия, при которых частицы, определяющие структуру, могут компоноваться в кучки, оставаться в толщине краски, не опустившись до конца на поверхность, получается некрасивое и неравномерное покрытие. Основным фактором, как и в первом примере, является толщина покрытия.
Условия для правильного нанесения красок с эффектом металлика
Равномерность структуры – важный фактор для получения нужного визуального эффекта краски типа «металлик – перламутр». Для нанесения необходимо соблюдать технические требования завода производителя автоэмалей. У разных производителей технические требования могут незначительно отличаться, однако, все они направлены на то, чтобы получить нужную толщину слоя эмали, и, как следствие – равномерную структуру. Как правило, они сводятся к следующим рекомендациям:
· количество слоев краски: обычно это 2-3. Нижние слои нужны для того, чтобы закрыть контрастные пятна грунтов, старых покрытий, а верхний – последний, всегда преследует цель добиться равномерности.
· Температура воздуха в покрасочной камере: у всех производителей красок рекомендуемая температура воздуха при нанесении автоэмалей на поверхность находится в диапазоне 18 – 25⁰С.
· Диаметр выходного отверстия пульверизатора: от величины отверстия, из которого вылетает смесь краски с воздухом зависит количество материала, попадающего на поверхность, а соответственно и толщина. Как правило, диапазон рекомендуемых диаметров дюз лежит в пределах 1,1 – 1,4 мм, в зависимости от производителя.
· Давление подаваемого в пульверизатор воздуха: от него также зависит количество материала, попадающего на поверхность, а также и качество аэрозоли, вылетающей из дюзы пульверизатора. Рекомендуемое давление зависит от марки, типа и устройства конструкции пульверизатора.
Рассмотрим примеры, из которых видно, к чему приводят неправильные технические условия для покраски.
Пример 1. Мы видим, что слой цветных пигментов очень тонкий и частицы, образующие структуру, не находятся в толщине покрытия, а сверху. Свет беспрепятственно попадает на поверхность слюды или металла, отражается, не проходя через толщу смолы с цветными пигментами. В результате мы видим слишком светлую краску, совершенно непохожую на ту, которую заказывали у колориста.
Первый пример демонстрирует что будет если при нанесении автоэмали с эффектом перламутра и металлика будет:
· Высокая температура воздуха – растворитель будет испаряться из краски в то время пока она еще не долетела до поверхности и слой краски станет слишком тонким.
· Высокое давление – создает слишком сухую смесь краски с воздухом и не позволяет покрытию набрать нужную толщину.
· Прочие обстоятельства – такие как скорость, с которой маляр наносит материал, расстояние от пульверизатора до поверхности и т.д. Профессионал, имеющий достаточный опыт, не делает таких ошибок.
Пример 2. Мы видим, что толщина покрытия очень большая. Это позволяет частицам металлика и перламутра опасть на дно пока из смеси смолы, добавок и пигментов испаряются растворители и выходят частички воздуха. Большая толщина краски затрудняет путь отраженному свету и такая краска, нам кажется, намного темнее, чем хотелось бы.
Эффекта, продемонстрированного во втором примере легко добиться, организовав следующие условия при покраске:
· Очень низкая температура воздуха – от 0 до 18⁰С. Растворитель будет испаряться очень медленно, позволяя металлическим частичкам опуститься слишком низко.
· Низкое давление – создает условия для нанесения слишком большого слоя краски за каждый проход. Толщина краски увеличивается.
· Прочие обстоятельства – об этом говорили выше.
Практика подбора металликов и перламутров
Часто колорист в поисках правильного оттенка цвета прибегает к техническим параметрам нанесения краски. На примере ниже можно видеть тест колориста в процессе подбора золотистого перламутра.
Посередине теста видна граница: слева краска нанесена при более низком давлении, чем справа. Это рабочий тест. Колорист вместе с эмалью также передаст маляру и нужные параметры давления воздуха для достижения нужного эффекта.
Современные эмали становятся с каждым годом все сложнее и сложнее. Просто добавление того или иного пигмента в краску не всегда решает проблему. Колористика уже давно вышла за рамки рецептуры. Идеально изготовленный рецепты краски вовсе не гарантирует идеальный результат на машине. Важно соблюдать технические условия и работать правильным оборудованием.