Записки пациентки отделения кардиохирургии
"Если операция будет удачной, то я встречу этот новый год в больнице..." - так я рассуждала, когда отправлялась на плановую операцию на сердце в Москву в Институт хирургии имени А.В.Вишневского.
Встретить новый год не дома, без семьи - не очень-то веселенькое дело. Но решение принято, и вот я в клинике. Боялась я жутко, операция предстояла крайне серьезная.
Забегу вперед, все хорошо, раз я пишу этот рассказ.
Кардиохирургия находится на шестом этаже этого большого 22-х этажного здания. Так что из окна видно далеко, и я с удовольствием смотрела на зимнюю суету на Серпуховской улице. А слева вдали виднелась старая телевизионная башня на Шаболовке. Её раньше показывали по телевизору, когда начинался "Голубой огонек".
Первые дни я всего стеснялась и очень мало и плохо ориентировалась в большой клинике, сидела смирненько в палате или у телевизора. Меня готовили к операции. Анализы, процедуры, обследования врачей.
Утренний обход на третий день моего пребывания в клинике, в нашу четырехместную палату входит множество врачей и начинают меня обследовать, переговариваться. А немного в сторонке стоит невысокий, но коренастый доктор. Мне его представил заведующий отделением:
-Вот Ваш хирург Федор Владимирович Кузннчевский - он будет Вас оперировать!
И тогда Федор ко мне подошел, мне показалось, что как-то стеснительно, но с улыбкой. А я вижу, что на ногах у него такие широкие кожаные сандалии. Мне эта обувь показалась какой-то неуместной, несерьезной. Это потом уже я поняла, что это самая удобная обувь для хирурга, который иногда по девять часов стоит на ногах во время операции... Попробуй-ка постой в неудобной обуви!
Потом мой доктор пригласил меня в свой кабинет и стал рассказывать, как работает искусственный сердечный клапан, как он устроен, как за сутки до операции его ставят в специальный аппарат и он там работает, проверяется. В моем сердце теперь бьется итальянский искусственный сердечный клапан. Он даже имеет гарантийный срок.
А ещё показывал свои личные хирургические инструменты, показывал тонкую титановую проволоку, которой мне потом он скрепил мою распиленную посередине грудную клетку. Теперь у меня в груди навечно живут эти титановые петельки, их на рентгене видно. Так что при проходе в аэропорту через металлоискатель, я могу и зазвенеть. Но у меня есть рентгеновский снимок и справка, что так я уж устроена.
А ещё мы просто немного беседовали о жизни, о детях, о мамах. Тем более, что мой доктор Федор бывал в моем городе, а в нашей области у его мамы есть фамильный домик в деревне. Они там отдыхают летом. Нашлись у нас общие темы и интересы.
Ещё Федор Владимирович всегда ходил с ручным эспандером и разминал руки. И разные упражнения он тоже между делом делал. Такой вот интересный мой доктор оказался.
- Я тренирую свои руки и пальцы, чтобы четко руками действовать. Ещё и приседания, наклоны и отжимания делаю по возможности несколько раз в день. Но больше всего люблю бассейн,это и тренировка и релакс.
- Я тоже, кстати, люблю бассейн. А вот делать зарядку начинаю, а потом бросаю постепенно, затем опять все сначала, - делилась я с доктором Федором.
Иногда мы замечали, что он вдруг начинал рисовать и чертить у себя в журнале. Вот шел-шел по коридору, вдруг остановился у окна, положил папку и стал что-то писать или чертить. Такой смешной и загадочный. Представляете, бормочет что-то и пишет. Чудно! Мы, т.е. пациенты подсмеивались и удивлялись.
Лишь после операции, когда я уже со всем медицинским персоналом и соседями по палатам отделения кардиохирургии была хорошо знакома, и мы буквально родными стали все, то я уже тогда стала спрашивать обо всех этих занятных действиях доктора прямо:
- А что Вы там пишите и чертите?
- Когда мне предстоит сложная операция, я несколько дней думаю об этом. Рассуждаю про себя и планирую, как буду вести эту операцию.
- Вот как, оказывается... А мы-то посмеиваемся, чудак, мол, наш доктор.
За день до операции ко мне подходил мой операционный анестезиолог, тоже знакомились, расспрашивал, что ем, на что аллергия, и т.д. Даже про то, каким я видом спорта занималась, как переношу жару и холод, не укачивает ли меня в транспорте. Ходила я на ингаляции и массаж, это тоже надо было, чтобы раздышаться и для профилактики простуды, для укрепления. В общем, не в космос, конечно, но серьезно готовили. И залеживаться без дела не давали.
Нравилась мне общая обстановка в клинике Вишневского, в моем кардиохирургическом отделении особенно. Между собой коллеги подшучивали, хоть и серьезные, а находили возможность просто посмеяться. И с нами, пациентами были внимательны, старались ободрить, настроить на положительное. Улыбчивые все, не видали мы ссор или недовольства.
А как провожали на операцию и встречали после операции пациентов! До самого лифта шли следом и давали напутствия, говорили:
- Ни пуха, ни пера! Держись! Все будет хорошо!
- Идите вы все к черту!
А уж когда дежурная медсестра уходила забирать из реанимации обратно прооперированного больного, то выстраивались вдоль стены и все старались поприветствовать! Чудная картинка! Только для тех, кто там побывал, это понятно.
И меня так возвращали в своё родное отделение после операции. Только уже в другую послеоперационную палату. Помню испуганное лицо моей дочери. Ведь видок-то "не фонтан" после наркоза, лицо плоское и бесцветное.
Ещё сутки я лежала, немного сидела на кровати. Бесконечно делали уколы и ставили капельницы, заставляли поворачиваться. Сразу сделали массаж и ингаляцию, заставляли глубоко дышать и сильно выдыхать, я кашляла. Грудь и спина начали жутко болеть. Конечно, грудь распилена и снова скреплена, мышечный тонус спины ослаб. Болела больше всего спина. Я барабанила ногами по спинке кровати, чтобы отвлечься.
Но наутро я уже тихонько встала и сама пошла умываться. Стала ходить, опираясь на стену или руку дочери. Родным там разрешено быть всегда рядом и ухаживать за больным после операции.
Мой дорогой доктор утром был уже возле меня. Какие у него теплые и мягкие, добрые руки! Я навсегда запомню их прикосновение...
На третий день после операции я уже шагала по коридору отделения. Провожала родственников до лифта. А потом стала тренироваться ходить по лестнице. Сначала три ступеньки вниз и обратно. К вечеру уже шесть ступенек сделала.
Первые дни мне массаж и ингаляцию делали прямо в палате. Особо выходить не разрешали из отделения, чтобы не подхватить инфекцию. Да и сил таких ещё не было. а уж потом я стала сама ездить на лифте в сопровождении медсестры в отделение физиотерапии.
Там то я и встретилась с легендарным диктором, ведущим программы "Время" Игорем Кирилловым. Мы стояли у окна и смотрели на телебашню на Шаболовке. Он называл меня "милое дитя" и рассказывал, как начиналось большое советское телевидение. Немного, пока ожидали процедуры. Мне он чем-то напоминал моего папу. Вот такие удивительные встречи произошли перед новым годом в клинике Вишневского.
Так что новый год я встречала вполне себе в нормальном состоянии. Родные принесли всякие вкусности, у нас даже шампанское было! (Думаю, что теперь уж никого не накажут, много лет прошло).
А как мы старались угостить наших докторов, когда они приходили после операции в отделение. Ведь мы понимали, что они там простояли много часов возле операционного стола и очень устали и проголодались. Да и нянечка из столовой всегда разогревала им еду, заботилась, чтобы поели.
Я благополучно вернулась к обычной жизни после операции. Как говорят, качество жизни улучшилось. А вот мой дорогой доктор Федор Владимирович Кузнечевский так рано покинул этот мир... Пришел после трудной операции, простояв 12 часов у операционного стола в свой кабинет, прилег, да так и не вышел... Ведь вот сколько сделал операций, такой спортивный, тренированный, а оказалось, что себя он не сберег.
Поминаю каждый раз в храме я своего доктора Федора... Светлая память...
Очень я благодарна этому легендарному медицинскому институту. Только теплые воспоминания.
А вот мой рассказ про то как я провела сутки в реанимации называется "О чем я думала, когда очнулась от наркоза в реанимации "
Благодарю, что прочитали мой рассказ до конца. Оставляйте свои комментарии, голосуйте пальчиком вверх! Расскажите друзьям и подписывайтесь на мой канал Души полЁты.