Найти в Дзене

Эмоциональный интеллект в "Головоломке"

Оглавление
Слева направо: Печаль, Гнев, Страх, Отвращение, Радость
Слева направо: Печаль, Гнев, Страх, Отвращение, Радость

В 2015 году вышел замечательный мультфильм «Головоломка». Он интересен не только детям, но и взрослым, потому что помогает с помощью мультипликационных образов и упрощений показать, что же происходит у нас в голове и насколько важна каждая наша эмоция для формирования личности и взаимодействия с внешним миром.

Сюжет мультфильма

Мультфильм «Головоломка» («Inside Out») рассказывает об 11ти летней девочке - Райли, которая находится на пороге пубертатного периода. С научной точки зрения в этот период у детей растет тревожность и стеснение, они посвящают больше времени самоанализу и при этом опыт от положительных эмоций начинает резко падать по частоте и интенсивности.

Девочка сталкивается со сложностями взрослой жизни и учится с ними справляться. Семья девочки переезжает из Миннесоты в Сан-Франциско. Райли приходится отставить привычные и родные для нее вещи: дом, друзей и хоккейную команду. Параллельно с этим мультфильм повествует нам о том, что происходит внутри главной героини: об эмоциях, как они зарождаются, как проявляются и как Райли их проживает – об эмоциональном интеллекте.

«Головоломка» о том, как пять персонажей-эмоций: «Гнев», «Отвращение», «Страх», «Печаль» и «Радость» - борются за контроль над сознанием Райли. Темперамент Райли определяется Радостью, что не противоречит науке. Исследования показывают, что наша личность определяется конкретными эмоциями, которые формируют восприятие мира, способы самовыражения и реакции, которые мы вызываем у других.

Печаль помогает обрести поддержку

Настоящая звезда фильма - Печаль, потому что «Головоломка» - это фильм о потерях и том, что люди приобретают, когда позволяют себе грустить.

Комментарий, профессоров психологии Калифорнийского университета и консультантов фильма «Головоломка» Дачера Келтнера и его коллеги Пола Экмана для New York Times
«Изображении Печали в «Головоломке» имеет неточности. Печаль здесь воспринимается как вялый персонаж, которого Радость буквально приходится тащить. На самом деле, исследования показывают, что печаль связана с повышенным физиологическим возбуждением при реакции на потерю. А в фильме Грусть неряшливая и отталкивающая. Чаще всего в реальной жизни печаль одного человека притягивает других, чтобы утешить и помочь»

Персонаж Печали воплощает в себе две важные идеи из области эмоционального интеллекта. Во-первых, эмоции организуют, а не разрушают рациональное мышление. Истина в том, что эмоции формируют восприятие мира, воспоминания о прошлом и даже моральные суждения о правильном и неправильном, таким образом, что это позволяет эффективно реагировать на ситуацию. Например, когда мы злимся, мы чутко реагируем несправедливость, наше эмоциональнее восприятие несправедливости помогает предпринять действия для ее устранения.

Мы видим это в «Головоломке». Печаль постепенно берет под контроль мыслительные процессы Райли о событиях, которые с ней происходят. Это наиболее очевидно, когда Печаль добавляет синие оттенки к изображениям воспоминаний Райли о ее жизни в Миннесоте. Научные исследования показывают, что настоящие эмоции формируют то, что мы помним о прошлом. Это жизненно важная функция Печали: в фильме она помогает Райли распознать изменения, которые она переживает, и то, что она потеряла, что создает основу для ее развития новых аспектов личности.

Во-вторых, эмоции организуют, а не разрушают социальную жизнь. Исследования показали, что эмоции структурируют разрозненные социальные взаимодействия, такие как привязанность между родителями и детьми, конфликты между братьями и сестрами, заигрывания между молодыми людьми и переговоры между конкурентами.

Это понимание отражается в фильме: в «Головоломке», как и в реальной жизни, печаль побуждает людей сплачиваться в ответ на потерю. К концу фильма, именно Печаль подталкивает Райли вернуться к родителям.

«Головоломка» предлагает новый подход к печали. Его главная идея: принять печаль, позволить ей раскрыться, оплакать потерю. Печаль может помочь понять окружающим, что вам нужна их любовь и поддержка.

Баланс эмоций

По мере взросления человек учится контролировать свои эмоции, чаще всего в рамках требований социума, который принимает жизнерадостных и открытых людей. Кстати, именно такой модели поведения пыталась следовать Райли, чтобы не расстраивать родителей, в итоге это вылилось в личностный кризис и эмоциональный взрыв.

Нельзя отказываться от эмоций или подавлять их – все они крайне важны для нас. В «Головоломке» это очень красочно показано. Например, гнев может подтолкнуть нас к решительным действиям (убежать из дома), а страх и брезгливость, могут помочь оценить последствия этих действий и скорректировать наше решение, чего не случилось с Райли, потому что ее гнев зашкаливал. Тот же гнев помогает нам отстаивать свои границы, так в сцене за столом вспышка гнева у девочки дала понять ее родителям, что ее надо оставить в покое.

На основе: NYT, The Science of ‘Inside Out’, Dacher Keltner и Paul Ekman, 2015