Найти тему
Газета Шахцер

Откровенный разговор с водителем солигорской «скорой»

Город наполнен звуками — единым и непрерывным шумом, давно ставшим привычной обыденностью. И только от пронзительного завывания сирены Скорой помощи где-то в солнечном сплетении мгновенно зарождается тянущее чувство, от которого стынет кровь…

Водителем автомобиля службы 103 солигорчанин Михаил Федорович (назовем его так) работает 12 лет. У него первый водительский класс (который, кстати, присуждается при условии безаварийной езды и положительных характеристик со стороны работодателя) и 20 лет работы в Сибири за баранкой «тягача». Рабочий график Михаила выдержит далеко не каждый: двое суток с 8.00 до 20.00, двое — с 20.00 до 8.00, два выходных.

— Привык уже. В Сибири и не так вкалывать приходилось. Хорошо выгляжу в свои 63? Спасибо (улыбается).

Небольшое напряжение в начале знакомства успешно преодолено, и Михаил Федорович начинает свой рассказ. О наболевшем…

— У нас на станции 11 бригад: 10 — в Солигорске, 1 — в Красной Слободе. Работаю и на реанимобиле, и на обычной «карете скорой помощи». Два фельдшера и я — вот и весь состав. Есть еще ­БИТовская бригада — так мы зовем бригаду интенсивной терапии, где работает и врач, и фельдшеры (женщины, в основном). Когда экстренный случай — авария, суицид или падение с высоты — это, однозначно, работа БИТов.

За автомобилем «скорой», знаете, какой серьезный контроль! В каждой GPS-датчик установлен: скорость, перемещение, время выезда и прибытия — все строго фиксируется. Есть еще специальный протокол. На день приходится вызовов 8-10, когда и 14 бывает. Сезон особого значения не имеет, хотя за 12 лет столько всего насмотрелся! А знаете, к чему так и не привык? Когда с детьми беда случается — вот здесь ни практика и никакая «железная нервная система» не поможет…

«Наверняка, на такой-то работе без сигарет — никуда?», — интересуюсь. «Не курю и не собираюсь», — усмехается Михаил, а потом переходит к главному: о набивших оскомину взаимоотношениях с другими участниками дорожного движения. В городе, который называют «самым богатым, сытым и счастливым в стране», пропускают «скорую» лишь те, кто хотя бы раз считал секунды до ее прибытия.

— А что вы удивляетесь? Помню, выехали на экстренный случай в Погост — мужчине было плохо с сердцем. Едем с «мигалкой», летим, можно сказать, а на светофоре возле 1-го рудоуправления, когда до красного сигнала еще оставались секунды и я успевал проскочить, — раз, и меня резко обгоняет «Ауди». Я — по тормозам, а там и красный загорелся. Стоим. А на железнодорожном переезде та же машина меня снова обгоняет. Ну что ты будешь делать?! Приезжаем в Погост — поздно. Родственники на нас с криками, слезами. Выхожу на улицу, смотрю, а возле забора этого дома — та самая «Ауди». Я к водителю, что ж ты творишь, кричу. Мол, это время, которое мы из-за тебя потеряли, могли спасти человеку жизнь! А он — стоит, молчит. А что тут уже скажешь?! А знаете, кто это был? Сын умершего. Такие дела. И ведь что примечательно: он ведь позже меня приехал, потому как добирался окольными путями, а я прямую дорогу знал. Вот так-то...

— Пешеходы? А вы думаете, с ними все по-другому? Сейчас с появлением новых правил ПДД у пешеходов все преимущества. На пешеходном переходе «скорую» пропускает один человек из десяти. Особенно молодежь этим грешит. В ушах наушники, на голове — капюшон, по сторонам даже не смотрят и ни за что не пропустят. И с каждым днем эта ситуация становится только хуже.

— На экстренный всегда с включенной «мигалкой» еду. Включить ее или нет — это старший бригады решает, не я, и пометку в специальной книге делает. Так вот, если у него записано, мол, экстренный случай, значит, я могу ехать с превышением скорости. А однажды из Старобина звонок поступил — плохо человеку. Едем. Врач говорит, мол, поднажми. Поднажал до 70 км. Приезжаем, оказывается, инфаркт у мужчины. Слава богу, спасли. Значит, не зря «поднажал». Правда, мне из собственного кармана за превышение скорости пришлось штраф заплатить. А был случай, когда наш роддом был закрыт и всех рожениц в Слуцк возили. Везем как-то роженицу из Пузичей. Вот-вот родит. Все, к счастью, обошлось, но за превышение скорости — снова штраф. Только и осталось руками развести.

То, что во дворах из-за припаркованных машин маневры водителя «скорой» требуют от него чудес эквилибристики, Михаил и не вспоминает — такова современная действительность. А вот то, как бригада «скорой» однажды подверглась разбойному нападению, говорит, запомнит на всю жизнь.

— С вызова фельдшеры возвращались. Темно во дворе. До машины далеко. Идут, а к ним навстречу — наркоманы и за чемоданчик, в котором лекарства, хватаются. Три раза ножом фельдшера по голове ударили. Люди ведь как думают? «Скорая» должна сделать все и всюду поспеть. А ты едешь на вызов и не знаешь, ЧТО тебя там ждет.

— Как часто благодарят? Спасли как-то женщину, так она в областную газету благодарность написала. А потом так случилось, что тот же врач у нее снова оказался. Она у него и спрашивает, мол, так и так, я вас через газету поблагодарила и мне пообещали, что вас обязательно отметят. А врач растерялся, не знает, что и сказать (смеется). Причем здесь награды или похвала! Разве ради них мы работаем? Главное — вовремя оказать человеку помощь. Но доброе слово, конечно, приятно.

— А сколько случаев, когда едем на вызов, а там — человек после изрядного возлияния опо­хмелиться желает, ну или чтобы какую-нибудь пилюлю от головной боли ему дали. А еще была у нас одна пожилая женщина с Набережной, так вот она «скорую» вызывала около 400(!) раз за год. В последнее время мы к ней уже с милицией выезжали. Приезжаем, а вызов, можно сказать, ложный: давление чуток поднялось или температура — немногим выше 37-ми. Ну, никак не для «скорой» случай! Мы ей: «И как же вам не стыдно?». А она: «А в Законе что написано? Вы обязаны ко мне приехать по первому требованию! Обязаны!». И ведь не одна жила, а с детьми. Вот, как таким объяснить, что на весь район только 11 машин «скорой», и пока мы выезжаем по ложным вызовам, те, кому реально нужна наша помощь, ее могут не дождаться.

— Хочу ли уйти? Тяжело, конечно: и морально, и физически. Но не в моих это правилах — своих бросать. Нет. Пока есть силы, никуда не уйду.

Послесловие: Вы спросите, какую цель ставил перед собой автор статьи? Просто хотелось дать человеку возможность высказаться. А там уж вам, наш дорогой читатель, решать — задуматься над происходящим или нет…

При приближении транспортного средства оперативного назначения с включенным маячком синего цвета водители независимо от направления их движения должны уступить дорогу и обеспечить беспрепятственный проезд указанному транспортному средству оперативного назначения (п. 26 ПДД)