Кассир – казалось бы, не самая захватывающая профессия метро. Но Ольга Борискина, старший кассир станции «Ладожская», уверена в обратном. За два года работы в Петербургском метрополитене она увлеклась коллекционированием монет, получила повышение и каждый раз с улыбкой приходит на смену.
О ПРОФЕССИИ И РАБОЧИХ БУДНЯХ
– Ольга, расскажите, кем вы работаете в Петербургском метрополитене?
– Я работаю в Службе сбора доходов. Сейчас я – старший кассир на станции «Ладожская». А до декабря 2018 года работала кассиром.
– Как вы пришли в метро? Это было стечение обстоятельств или хотелось работать именно в метрополитене?
– Скорее, стечение обстоятельств. Я училась на втором курсе Университета путей сообщения, когда знакомая с потока подсказала, что в метро набирают кассиров. С этого всё и началось.
– У вас профильное образование?
– Можно и так сказать. Я учусь на бухгалтера, но ещё не окончила университет, пятый курс остался. Так вышло, что вопросами профессионального образования и карьеры я занялась, уже имея двоих детей, то есть, будучи взрослым человеком. Что, наверное, и к лучшему – понимаешь, к чему душа лежит.
Как стать кассиром метрополитена
Прежде чем стать кассиром необходимо пройти обучение в Технической школе метрополитена. Обязательно изучается должностная инструкция, что называется, «от корки до корки», руководство пользователя автоматизированной системой на кассовой машине и другие нормативные документы. Необходимо знать, как правильно закодировать проездной билет, какие нужны документы для оформления, например, льготного проездного, правила его первичной и повторной выдачи и многое другое. Затем – практика в кассе на станции.
– Коллеги с пониманием относятся к вашей учёбе?
– Да, на станции, где я работаю, три старших кассира учатся. Руководство Службы это приветствует. Нам даётся оплачиваемый учебный отпуск.
– А старшие коллеги делятся опытом?
– Когда приходит новый кассир, ему, естественно, дают наставника и стараются помогать. И не только те, кто давно работает, все кассиры друг другу что-то подсказывают.
– В работе кассира много тонкостей, впрочем, как и видов проездных.
– Это только кажется, что видов проездных много. Когда знаешь весь ассортимент, ориентироваться проще. Есть несколько проездных билетов, которыми пользуются чаще других: единый электронный билет, суточные и месячные проездные, единый на метро и наземный транспорт.
Жетон vs. Проездной
Проездные билеты – самый популярный способ оплаты проезда в Петербургском метро, тем не менее за смену кассир в среднем продаёт около 1 000 жетонов.
– Работа кассиров отличается в зависимости от станции?
– Сам процесс – нет, ведь мы работаем в соответствии с должностной инструкцией. Отличия разве что в количестве кассовых окон и аппаратов по продаже жетонов и проездных билетов. Просто есть загруженные станции, а есть «тихие». Недавно я подменяла коллегу на «Елизаровской», там всего два окна, соответственно, и кассиров меньше.
А на «Ладожской» большой пассажиропоток, это привокзальная станция, поэтому работает шесть окон, включая уличную кассу, и 11 автоматов. По будням примерно с половины восьмого до 11 утра пассажиров очень много. Во-первых, на вокзал приходят поезда, иногда три подряд, во-вторых, жители окрестных районов едут на работу.
– И штат кассиров больше? Какой у них график работы?
– На «Ладожской» четыре бригады, то есть четыре старших кассира и восемь кассиров. Они работают с 08:00 до 20:00 и с 20:00 до 08:00, потом – выходной. Остальные кассиры работают по именным графикам, либо по восемь часов, либо по двенадцать. Как правило – это с 07:00 до 19:00, два через два. За смену положено пять перерывов: три по 20 минут и два по 10 минут. Для кассира суммарно выходит один час двадцать минут на отдых за 12 часов работы. Но со станции во время смены выходить запрещено, поэтому есть помещение, где можно отдохнуть и пообедать.
Рабочий день старшего кассира
Старший кассир работает либо с 8 утра до 20 часов, либо с 20 часов до 8 утра, то есть в дневную или ночную смену. В начале смены надо проверить, горят ли на турникетах индикаторы и на месте ли стикеры – «Опустите жетон», «Приложите карту» – к сожалению, их иногда срывают с турникетов. Затем надо осмотреть аппараты и кассовые окна.
В кассе первым делом надо ознакомиться с поступившей информацией, затем провести планёрку со своей сменой, с кассирами и контролерами АППМ (прим. ред. – автоматический пропускной пункт метрополитена). Далее – пересчитать все материальные ценности и денежные средства и принять смену.
В течение рабочей смены старший кассир занимается ведением необходимой документации, решает текущие задачи, производит инкассацию, загрузку жетонов в аппараты. При необходимости, если в вестибюле много пассажиров, старший кассир может открыть дополнительную кассу, подменить кассира и даже контролёра у турникетов.
– Ольга, вам больше нравится работать днём или ночью?
– Если честно, ночью. Больше работы для старшего кассира. Это выгрузка аппаратов и турникетов, пересчёт всех материальных ценностей, подготовка баулов с денежными средствами для сдачи в банк, потом закрытие суток, проверка всей первичной документации. Утром подготовка оборудования к открытию станции – тестирование всех аппаратов и турникетов.
– Зачем их тестировать?
– Перед открытием станции старший кассир специальными картами проверяет турникеты, чтобы все виды карт считывались: поездки, дни, единый электронный билет, «Тройка–Подорожник», банковское оборудование. Также проверяю и тестирую работу аппаратов по пополнению проездных билетов и выдаче жетонов.
– С какими службами метрополитена вы взаимодействуете на смене?
– В основном со Службой транспортной безопасности, Службой информационных технологий и Службой движения. Сотрудники Службы транспортной безопасности, например, дежурят в вестибюле, рядом с турникетами. К ним иногда обращаются пассажиры, в том числе и по вопросам оплаты проезда, если не сработала карта. Тогда они проводят пассажира к нам, а мы разбираемся, что случилось. Ещё инспекторы СТБ присутствуют при выгрузке жетонов из турникетов после закрытия станции.
О РАБОТЕ С ПАССАЖИРАМИ
– Пассажиры обращаются в кассу с необычными просьбами?
– На «Ладожской», бывает, спрашивают билеты в Москву. Тогда мы объясняем, как пройти к кассам вокзала. Иногда пассажиры интересуются, работает ли «Тройка» (прим. ред. – проездной билет Московского метрополитена). В этом случае кассир просит показать оборотную сторону карты. Если это двойная карта «Тройка-Подорожник», то надо проверить ресурс и можно проходить через турникет. Ещё гости города покупают у нас в качестве сувениров юбилейные жетоны.
– Ольга, насколько нам известно, вы сами коллекционируете жетоны и монеты. Давно начали?
– Два года уже, собственно, сколько работаю в метро, столько и собираю. У меня в коллекции есть необычные монетки, банкноты и, конечно, юбилейные жетоны в блистерах.
– Когда пассажир затрудняется с выбором, кассиры подсказывают наиболее удобный вид оплаты проезда?
– Конечно. Приезжим мы предлагаем брать суточный, он выгоднее, если предстоит много поездок. А вообще кассиры спрашивают пассажиров, насколько дней те приехали, много ли будут ездить на метро или планируют пользоваться только наземным транспортом. Исходя из этой информации, подбирают подходящий проездной билет. Также стараемся помочь пассажирам при пользовании аппаратами по продаже жетонов и кодировании проездных билетов.
Ручной контроль
Иногда пассажиров отправляют к первому турникету на так называемый «ручной контроль». Таким образом происходит периодическая проверка льготных проездных. Необходимо это, чтобы убедиться, что именным льготным проездным билетом пользуется его законный владелец. При ручном контроле пассажиру просто надо подойти к первому турникету и предъявить контролёру документы для подтверждения личности.
Помимо льготных категорий, первым турникетом пользуются пассажиры с багажом и детьми до 7 лет. Также на некоторых станциях на первом или последнем турникете осуществляется безналичная оплата проезда банковской картой.
– Часто пассажиры пишут благодарные отзывы за помощь?
– Довольно часто. Больше пенсионеры или родители школьников, у которых возникают проблемы с оформлением проездных билетов.
– Какие это могут быть проблемы?
– Например, по какой-то причине пассажиру не удаётся продлить свой проездной билет. Чтобы не «гонять» пассажиров по разным инстанциям, стараемся выяснить причину. Случалось такое, что человек получил новый паспорт, а в пенсионном фонде новых данных ещё нет. Соответственно, кассир вводит данные в систему, а программа не находит льготу. Мы звоним коллегам, уточняем ситуацию и ориентируем пассажира, куда ему нужно обратиться.
– В прошлом году в метро стали выдавать чеки. Люди уже привыкли к этому?
– Когда чеки только появились, пассажиры спрашивали: «Что это и зачем?» Приезжие до сих пор, бывает, идут с этим чеком к турникету, думают, что как на пригородных электричках, это билет со штрих-кодом для прохода в метрополитен. Но беда в том, что чеки пассажиры бросают не в урну, а на пол.
– Но ведь есть функция отказа от чека.
– Сейчас при операции за наличные чек выдаётся всегда. Отказаться можно только от электронного или бумажного чека, если пассажир пользуется банковской картой в аппарате, где можно выбрать функцию «Не печатать чек».
– Получается, вы следите ещё и за порядком?
– Конечно. Кассиры ведь сидят за окнами, и сами не могут собрать чеки, а я выхожу в зал и решаю эти вопросы. Хочется всё-таки, чтобы у пассажиров складывалось приятное впечатление. На нашей станции у многих начинается знакомство с городом.
– А в новогоднюю ночь вам приходилось работать?
– В прошлом году как раз была ночная смена с 31-го на 1-е. Я уже была старшим кассиром, поэтому меня пассажиры не видели. Но кассиров поздравляли, создавали нам праздничное настроение.
– Дети расстроились, что мамы не было за новогодним столом?
– Тут ничего не поделаешь, график есть график. Но у нас всё справедливо, каждый Новый год выходит по очереди другая смена, поэтому никому не обидно.
ОБ УНИКАЛЬНОСТИ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕТРО
– Когда бываете в метрополитенах других городов, что бросается в глаза?
– Система навигации. В Москве, например, указатели на полу – сложнее ориентироваться. Если на станции большой пассажиропоток, проще смотреть вверх, чем себе под ноги.
– Из всех 72 станций Петербургского метрополитена какую можете назвать любимой?
– Какую-то одну станцию выделить не могу. Как-то даже не задумывалась об этом. Наверное, «Ладожская», уже как родная. Мне нравится и удобно здесь работать. Во-первых, близко к дому. Во-вторых, здесь большой пассажиропоток, не приходится сидеть на месте. Одним словом, не соскучишься.
Друзья, при копировании материалов из интервью обязательно указывайте ссылку на источник: vk.com/metrospbofficial – официальный паблик Петербургского метрополитена в VK. Спасибо!