Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему на шведских автомобилях выпущенных до 67-го года руль расположен слева, хотя правостороннее движение в Швеции введено лишь 3 сентября 1967 года? Я до статьи про армейский TP21 не знал даже о том, что Шведы ездили по левой стороне дороги, а уж про руль и не задумывался. А ответ на вопрос довольно прост.
Как шведы обрели правостороннесть
Но для начала давайте покопаемся в истории. Переворот 67‑го года был вторым в истории страны. Первый же произошёл в 1734 году при короле Фредрике I. Тогда в срочном порядке изменили правила движения, которые были приняты лишь 16 годами ранее. Зачем это было нужно никому не известно, но продержались эти правила аж 233 года.
При этом любопытно, что официально в законодательство страны левостороннее движение было внесено лишь в 1916, и почти сразу начались споры о том, следовать ли правилам предков, или перейти на правую сторону, как это сделали почти все соседи по Европе. Так продолжалось вплоть до 39‑го. Затем стало немного не до того, и лишь в 55‑м году был проведён всенародный референдум, который показал любовь населения к традиционной стороне движение. 83% проголосовали за сохранение текущих правил. И вновь последовало небольшое затишье. А в 1963 году парламент страны принял волевое решение о присоединении к правостороннему миру, дав на подготовку четыре года.
Надо сказать, что подготовились шведы замечательно. В течение этих лет шла массированная информационная компания, в рамках который по стране было развешено 130 000 знаков, напоминающих о предстоящем событии, доработана часть автобусов, нанесена временная дорожная разметка, придуман замечательный логотип предстоящего мероприятия. А апогеем всего этого, стала замена 360 000 дорожных знаков в ночь перед днём Аш/Dagen H. И вот, 3 сентября 1967 года, в 04:50 утра, автомобильное движение в Швеции было остановлено. В течение последующих десяти минут все автомобили, автобусы, грузовики и велосипеды переместились на противоположные стороны улиц, чтобы ровно в 5:00 утра начать новую жизнь.
Забавно, что вместе с переходом на правостороннее движение, шведы получили и ограничение скорости на загородных дорогах. До сентября 67‑го года по шоссе можно было носиться лишь полагаясь на чувство самосохранения.
Так почему же руль был слева?
Всё просто. Вплоть до 1948 года бал на шведском рынке правили американцы, которые не горели особым желанием готовить отдельные версии своих машин для столь маленького рынка, и шведы, хочешь не хочешь, вынуждены были сидеть не с той стороны. А первый, по‑настоящему массовый шведский автопроизводитель Вольво, выкатил свою машину лишь в 1927 году. И отчасти повинуясь большинству, а отчасти ориентируясь на экспорт, ребята из Гетеборга тоже отказались от правого руля даже на местном рынке. Тем более, что споры о правостороннести не утихали.
Традиционная находка
А теперь давайте я вам расскажу про белый хэтчбек PV544, найденный на улицах Сан‑Франциско. Модель 544 выпускалась с 1958 по 1966 годы и была развитием предшественницы PM444. Судя по шильдику с названием модели на боку капота, этот швед выпущен после 1962-го года и оснащён модернизированным 4‑цилиндровым двигателем объёмом 1,8 литра. А электрическая система автомобиля уже 12‑вольтовая, в противовес 6‑вольтовой на машинах, выпущенных годом ранее.
Этот PM544, не раз и не два встречается на гуглокартах в разное время, нов одном и том же месте. Вот вам ссылка на его последнюю стоянку, а вы уж там прогуляйтесь взад и вперёд, как Марти Макфлай, и полюбуйтесь и на хэтчбек, и на его соседей.
Спасибо за внимание и не забывайте подписываться на наш канал
А если нужны просто фотки? Есть Инстаграм