Да, книга давно в работе, точнее она не книга, а больше ежедневник, точнее дневник, а еще точнее журнал для записи решений.
В этом выпуске я хочу рассказать о работе над ошибками и привести пример того, как можно это делать самостоятельно без визита к коучу или психотерапевту, достаточно листа бумаги и ручки.
Предлагаю рассмотреть пять уровней или пять шагов*, которые могут помочь понять природу наших ошибок и сделать так, чтобы они не повторялись и появлялись в нашей жизни.
*)Идеи из книги "Бортовой журнал" или работа над ошибками.
Можно попробовать их не совершать, но это не возможно так как нам придется отказаться от всех новых начинаний и от всех мероприятий так или иначе связанных с риском.
Шаг 1. Начать фиксировать события! Тот самый случай, когда капитан записывает в журнале:
10:00 - увидели айсберг
10:10 - столкнулись с айсбергом
10:15 - начали эвакуацию
10:20 - ... /что-то неразборчиво/
Записывая события, которые происходят в вашей жизни, можно увидеть ЧТО ПРОИСХОДИТ: понять необходимость принятия решений, оценить удовлетворенность и контроль над ситуацией.
Собрав определенную статистику по дням, приблизительно для этого понадобится месяц:
(Оу! Слышу недовольные голоса, дескать другие обещают за месяц стать миллионером или выучить язык Английский или Python, а вы))
Шаг 2. Начать фиксировать свои решения, продолжая записывать события. Тот самый случай, когда <событие/> и <решение/> появляются в журнале последовательно/одновременно:
10:00 - увидели айсберг
10:01 - команда "Полный назад" и "Лево руля"
10:10 - столкнулись с айсбергом
10:11 - команда "Начать эвакуацию"
10:15 - начали эвакуацию
10:20 - ... /что-то неразборчиво/
-И тут мы уже можем по прошествии времени увидеть то, с какими проблемами мы сталкивались, как быстро реагировали и какие решения принимали. Тут же возникает вопрос ПОЧЕМУ? мы действовали так, а не иначе и поскольку вы сами были участником (виновником) тех событий, то вы можете найти ОТВЕТ в своей памяти, а именно ЧТО ВЫ ОЖИДАЛИ, и на что рассчитывали принимая то или иное решение. И так мы добираемся до следующего шага.
Шаг 3. Начать фиксировать не только события, не только решения, но и свои ожидания, предположения, гипотезы. Отвечая на вопрос: почему вы принимаете это решение, и почему отказываетесь от альтернативных вариантов (Только не спрашивайте меня: "Что такое альтернатива?")
10:00 - увидели айсберг
--------> слышали обстановку, но не ожидали (противоречие!)
10:01 - команда "Полный назад" и "Лево руля"
--------> рассчитывали замедлить ход и уклониться от столкновения
10:10 - столкнулись с айсбергом
--------> не ожидали, что столкновение будет таким "длинным"
10:11 - команда "Начать эвакуацию"
--------> ожидали спасти пассажиров (первого класса)
10:15 - начали эвакуацию
--------> не ожидали панику среди пассажиров
10:20 - ... /что-то неразборчиво/
В общем то для заполнения ожиданий/предположений важно записывать свои наблюдения, чувства и сомнения, доступную информацию на которую вы опирались принимая решения. Важно также отметить имеющиеся альтернативы (возможности) и то, почему вы от них отказались.
10:00 - увидели айсберг
--------> слышали обстановку, но не ожидали (противоречие!)
10:01 - команда "Полный назад!" и "Лево руля!"
--------> рассчитывали замедлить ход и уклониться от столкновения
=====> утонули ((
Достаточно посмотреть и найти 1-2 решения связанные с этой ситуацией и ожидания/предположения
Шаг 4. Анализ последствий, вот здесь мы возьмем небольшой тайм-аут
(неделя... месяц... год...)
и запасемся терпением, так как последствия некоторых решений прилетают через минуту, тогда как другие могут наступать через несколько недель или даже лет.
10:00 - увидели айсберг
--------> слышали обстановку, но не ожидали (противоречие!)
10:01 - команда "Полный назад" и "Лево руля"
--------> рассчитывали замедлить ход и уклониться от столкновения
=====> утонули ((
Достаточно посмотреть на ситуацию "сверху", с высоты прошедшего времени, последующих событий и найти те самые 1-2 решения в той самой ситуации, когда наши ожидания/предположения помогли справиться с ситуацией или стали источником ошибки или неудачи.
Шаг 5. Делаем выводы, что надо было сделать еще, спросить, измерить, оценить, с кем-то посоветоваться, кого-то привлечь или наоборот никого не информировать... в общем ЧТО МЫ не сделали или сделали не так.
10:00 - увидели айсберг
10:01 - команда "Полный назад" и "Лево руля"
~~~~~> возможно надо было дать "малый "стоп машина" или "малый вперед" и попробовать совершить маневр (тогда бы у руля корабля не было бы турбулентной среды и возможно корабль успел повернуть на достаточное расстояние)
~~~~~> возможно надо было впередсмотрящего чаще менять, чтобы он пристальнее вглядывался в даль, оснастить его средствами наблюдения, так как капитан знал об опасной ледовой обстановке!!
~~~~~> возможно надо было подумать, как еще можно было впечатлить встречающих и прессу (кроме как временем прибытия).
Удивлять же самих пассажиров не имело смысла, так как корабль был оборудован по высшему классу.
После выводов и рассуждений формулируем и записываем новое Правило №104/1, или пересматриваем стандарты (если они есть) нашей работы: стандарты наблюдений; стандарты поведения в ситуации; стандарты работы капитана и доступ к нему разных т.н. "стейкхолдеров" (разных групп влияния).
Вот те самые пять уровней:
Продолжение у каждого свое...
---
P.S.
Эта книга давно в работе, точнее даже не книга, а больше ежедневник, дневник, а еще точнее журнал для записи решений. Если у вас есть интересный случай из жизни и прием работы над ошибками - напишите.