Основной функцией автомобильного аккумулятора, как первичного источника тока, является подача электрической энергии на стартер – ключевой элемент пусковой системы силового агрегата. Кроме того, аккумуляторная батарея (АКБ) питает приборы и устройства бортовой сети в то время, когда двигатель не работает. Холодный пуск двигателя и бесперебойное снабжение электричеством всех агрегатов – потребителей электроэнергии могут быть затруднены, если аккумулятор быстро разряжается, теряет свою номинальную емкость и параметры пускового тока. Как проверить работоспособность аккумулятора, провести диагностику электрооборудования и выявить причины ускоренного разряда батареи?
Срок службы автомобильных аккумуляторов
Срок службы аккумуляторов, выполненных в необслуживаемом исполнении, составляет около 3-х лет. Основным параметром, характеризующим срок службы батареи, является количество циклов разряда-заряда. Так, например, стандартные свинцово-кислотные аккумуляторы способны выдерживать от нескольких сотен до 1000 циклов разряда-заряда. При этом номинальная емкость АКБ не должна уменьшаться более чем на 20 %. Важно не допускать того, чтобы аккумулятор длительное время пребывал в разряженном или частично заряженном состоянии.
Стоит помнить о том, что ресурс аккумуляторной батареи зависит от соблюдения правил, условий и режима ее эксплуатации. Так, например, бережное и рациональное использование АКБ, при условии недопущения частых глубоких разрядов (более 80 % от задекларированной емкости батареи), позволяет прослужить аккумулятору значительно дольше.
В последнее время становятся популярными гелевые аккумуляторы, в которых электролит имеет консистенцию геля. Такие аккумуляторы отличаются повышенной долговечностью (до 10 лет), отлично переносят многократные глубокие разряды (вплоть до 100 % номинальной емкости), но они достаточно дороги и очень чувствительны к стабильности параметров тока зарядки.
Проверка функциональной пригодности аккумуляторной батареилановая или вынужденная замена автомобильного аккумулятора – явление хоть и достаточно редкое, но неизбежное. За весь период эксплуатации автомобиля данная процедура выполняется неоднократно. Прежде чем установить новую АКБ на автомобиль, необходимо ознакомится с рекомендациями автопроизводителя и точно их придерживаться. Основными техническими характеристиками автомобильных аккумуляторов являются:
- напряжение (для всех легковых авто – это 12.8 вольт (В));
- номинальная емкость (выражается в ампер-часах (Ah));
- пусковой ток (измеряется в амперах (А));
- размеры корпуса и полярность (прямая или обратная).
Для того чтобы проверить, насколько пригоден аккумулятор для использования его в качестве автономного источника электрического тока, необходимо выполнить следующие операции:
- визуальный осмотр: исследуется корпус на предмет наличия трещин и повреждений, определяется состояние клемм;
- проверка уровня и плотность электролита (для обслуживаемых или частично обслуживаемых батарей): для измерения применяется ареометр;
- измерение напряжения с помощью нагрузочной вилки: применяется для всех типов аккумуляторных батарей и проводится в два этапа – без нагрузки и под нагрузкой;
- измерение емкости и проверка полученных значений на соответствие указанным параметрам: для диагностики используется специальный прибор.
Причины быстрого разряда аккумулятора
Слишком быстрый разряд автомобильного аккумулятора может быть спровоцирован целым рядом причин эксплуатационного или технического характера.
Дефекты аккумулятора
Основной причиной невозможности дальнейшего использования аккумуляторной батареи является ее естественный износ. К факторам, снижающим функциональную пригодность АКБ, относятся:
- сульфатация: образование сульфата свинца на поверхности пластин препятствует нормальному течению токообразующих процессов;
- электрохимическая коррозия: разрушение или окисление электродов способствует понижению разрядной емкости батареи;
- потеря однородности, осыпание пористой активной массы электродов;
- полное или частичное механическое разрушение корпуса.
Полностью выработанный ресурс является вполне естественной причиной выхода из строя аккумуляторной батареи, но существуют и другие факторы, наличие которых вызывает ненормальную работу АКБ. Главная проблема – это чрезмерно быстрый разряд аккумулятора вследствие большого тока утечки в бортовой электросети автомобиля.
Ток утечки
В исправной бортовой электрической сети автомобиля допустимая норма тока утечки находится в диапазоне от 15 мА до 70 мА. Важно помнить о том, что значение данного параметра напрямую зависит от количества приборов и устройств – потребителей энергии, интегрированных в бортовую электрическую сеть.
При нормальной работе системы электропитания, и особенно цепи зарядки аккумулятора, некоторое уменьшение емкости, вызванное током утечки, компенсируется постоянной подзарядкой АКБ от генератора. Наиболее отчетливо проблема потери тока просматривается в холодное время года, когда аккумулятор не может длительное время поддерживать свои номинальные емкостные параметры.