Найти тему
СПЕКТР АУТИЗМА

ИНКЛЮЗИЯ - ФАНТАЗИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки. – Фридрих Энгельс

Термин «инклюзия» в современном российском образовании появился относительно недавно. В связи с его неточным осознанием у многих в обществе «инклюзия» ассоциируется с «интегрированием», однако это не совсем правильно. Для того чтобы понять разницу между этими двумя терминами, необходимо прежде всего рассмотреть сущность понятия «инклюзивное образование».

Термин «инклюзивное образование» буквально означает с французского « Inclusif» - «включающий в себя», с латинского «Include» «заключаю, включаю». Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями или с особыми потребностями.

Формально термин «инклюзивное образование» был принят и введен в июне 1994 года «Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.), согласно которой:

1) каждый ребенок имеет полное право на получение образования и необходимым уровнем знаний:

2) каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями личности, учебными потребностями, интересами и способностями;

3) необходимо модернизировать систему образования и разрабатывать образовательные программы так, чтобы удовлетворять эти особенности и потребности;

4) лица, имеющие особые потребности в образовании, должны получать свободный доступ к обучению в общеобразовательных школах, а последние в свою очередь обязаны организовывать ученикам с ОВЗ все необходимые условия с учетом их потребностей и особенностей;

5) общеобразовательные школы с направленной и действующей инклюзией выступают как система против дискриминационных воззрений, организовывая благоприятную атмосферу в сообществах и создавая инклюзивный социум, что обеспечивает получение образования для всех лиц без исключения.

Инклюзия рассматривает всех детей как единую часть общеобразовательной системы. Отсюда следует, что дети с особыми возможностями здоровья не нуждаются в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы.

Вот с этого момента мы с вами вернемся к реальности.

По сути, инклюзивная система подразумевает полное включение детей с ОВЗ в массовую общеобразовательную школу, а значит:

1. Ребенок с ОВЗ обязан соблюдать правила поведения в учебном заведении и соблюдать распорядок дня во время учебного процесса;

2. Ребенок с особыми потребностями обязан слушать учителя и выполнять его задания;

3. Ребенок данной категории обязан контактировать с учителем (не обязательно с учениками, это выбор каждого);

4. Ребенок с ОВЗ не должен проявлять агрессивного отношения к своим одноклассникам и педагогическому составу;

5. Особый ребенок не должен срывать уроки и мешать своим сверстникам получению знаний;

6. Ребенок с ОВЗ должен обучаться по той же программе, что и другие дети;

7. Отношение учителя должно быть одинаково равным ко всем учащимся без исключения;

8. Создаваемые условия для обучения не должны мешать процессу обучению другим детям, например: свет в классе может быть более мягкий, ребенок может сидеть за специальной партой и стуле, оборудованные под его специфику опорно-двигательного аппарата, большую часть урока может применяться ИКТ (это будет интересно и здоровым деткам, все же 21 век на дворе), тон учителя может быть более мягкий и не громкий, слабовидящий или слабослышащий ребенок может сидеть за первой партой напротив педагога, учителя по физкультуре можно обучить адаптированной программе и т.п.

Это и есть отражение инклюзии - уважение к каждой личности, принятие его индивидуальности, но не во вред всей системе. Все остальное, это - интеграция. Если ребенок с ОВЗ обучается по адаптированной программе, то это уже не инклюзия, так как специальная программа включает в себя элементы коррекционной педагогики, чем обычные учителя не обладают. Коррекционные навыки требуют больших знаний, для этого необходимо обучаться достаточно долго и каждый специалист выбирает профессию по призванию. Зачастую педагоги просто боятся особых детей. Они не знают их особенностей, как себя вести и что делать в той или иной ситуации.

Так инклюзия бесполезное новшество? Нет, почему же. Проще обосновать кто может подойти под эту систему - дети с нормальным уровнем интеллектуального развития (допускаются легкие формы отставания) и хорошо скорректированным эмоционально-волевым фоном. И такие встречаются среди детей с аутизмом и другими расстройствами. Для остальных же детей инклюзия пойдет только во вред. В первую очередь, непростым детям нужна постоянная коррекционная помощь со стороны педагогов и врачей в том числе (значимость медикаментозного лечение не стоит принижать), а не изучение таблицы умножения (утрируем). Типичные дети (это значит без каких-либо отклонений в развитии) также имеют право на беспрепятственное получение знаний и им абсолютно нельзя пропускать через себя то, что испытывают родители детей с особыми сложностями в развитии. Этот процесс для них должен проходить постепенно, безболезненно для их хрупкой психики и, самое главное, без негативного опыта. Чтобы в дальнейшем, подросшие школьники, став взрослыми мамами и папами, более лояльно относились к людям с особыми потребностями.

Также, большое заблуждение родителей детей с аутизмом - если нетипичного ребенка поместить в среду к типичным, то особые проявления расстройства сгладяться или уйдут вовсе. Как раз иначе. В коррекции аутизма самое сложное это развить навык подражания и самомотивации. Для этого необходимы постоянные и усердные занятия с аутичным ребенком.

В дефектологии, кстати, также отмечается, что внедрение инклюзивного образования в Российскую систему не должно вытеснять и уменьшать значения специально-коррекционного образования, подчёркивая важность в обогащении социального опыта особенных детей, взаимодействую при этом со своими нормотипичными сверстниками, но формируя и реализуя для каждого отдельного школьника с ОВЗ индивидуальный маршрут образования.

Почему же такая ситуация сейчас?

На данный момент в образовании применяется "ломанная" форма интеграции. Почему ломанная? Да потому что все старое, которое работало годами и проверенно не одним десятком научных исследований, развалено, а новое не построено. Проще говоря, коррекционные учреждения закрывают, прикрываясь инклюзией, но однозначно понятно, что "кому-то" это финансово невыгодно, ведь это большие затраты. Но ведь когда-то все это прекрасно оплачивалось, и не било по экономике страны. Поэтому "две стороны" вынуждены сталкиваться и "грызть" друг друга, опускаясь до самых жестких форм взаимодействия.

Часто можно встретить так называемые "ресурсные классы", которые открываются в массовых школах. По сути, это та же коррекционная педагогика, просто для нее нет специального учебного заведения. С детьми занимаются учитель-дефектолог и дополнительный коррекционный педагог, наполняемость класса при этом не более 8-10 человек, а то и меньше. Так зачем надо было закрывать спец учреждения, если мы все равно возвращаемся к тому, что было? Социализация среди детей без отклонений? Более "лёгкие" дети с ОВЗ и так смогут адаптироваться в типичном обществе, так как есть у них на это все ресурсы.

Однако хотим отметить - из-за отсутствия коррекционных учреждений и индивидуального подхода, большая часть детей с тяжелыми психическими расстройствами обучаются на дому, кто-то прибегает к семейной форме за счет своих средств, кто-то определяет своих детей в платные коррекционные образовательные учреждения. Но, увы, не каждый может себе такое позволить из-за финансового положения. Откроем небольшую тайну - родители отнюдь не шикуют на те деньги, которые получают в помощь от государства. Каждый "особый" родитель готов отдать все, абсолютно все, что есть у него, лишь бы ребенок был здоров. "Ни какие сокровища мира, даже 100 тысяч миллионов", не подарят то счастье любой матери, когда ее ребенок здоров. Ходить на любимую работу каждый день, посещать утренники, слышать бесконечную болтовню своего малыша с постоянным "почему" и другие радости обычного материнства. Многие начнут говорить "а зачем рожаешь таких?", тема возникновения психических расстройств, это совсем другая тема, очень сложная, требующая вникания от слушателя. Но мы ее обязательно рассмотрим в другом посте.

ВЫВОД

Каждый должен быть на своем месте и выполнять свои функции. Следуя из цитаты вначале статьи - каждый имеет право на образование, но опираясь на свои возможности и индивидуальные потребности. Также, следуя из декларации по инклюзивному образованию - "не каждому ученику с особыми потребностями подходит инклюзивная система". Это касается и дошкольных учреждений.

Мы зашли со своей инклюзией слишком резко, "эффектно и без предупреждения", тем самым сформировав негативный опыт среди родителей здоровых детей. Наверное, следует сделать несколько шагов назад, вернуть проверенное старое, модернизировать его, "дать остыть" типичному обществу и начать заново, с другого ракурса, с другим подходом. Ведь именно нашим особым детям придется жить в сформированном нами обществе. Нет ни чего хуже, чем отрицательный результат. Мы должны смотреть через призму реальности, а не фантазий.