Найти в Дзене
Дневник стюардессы

Крушение Боинга в Казани. Причины - липовое свидетельство пилота и...посторонний в кабине?

Помните авиакатастрофу Боинг 737 а/к "Татарстан" в аэропорту Казани?

Самолет разбился 17 ноября 2013 года при заходе на посадку. Погибли все 50 человек, находившихся на борту. 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Среди пассажиров были весьма непростые люди

- Сын главы республики Татарстан - Ирек Минниханов

- Глава Управления ФСБ по Республике Татарстан - Александр Антонов

- Советский и российский учёный-востоковед Диана Гаджиева.

- Шахматистка Гульнара Рашитова

- Жена и дочь спортивного комментатора телеканала Россия Романа Скворцова.

Расследование катастрофы длилось несколько лет. Следствие подтвердило основную версию - ошибка пилотирования, приведшая к сваливанию самолета в пике.

И вот на днях (спустя 6! лет) Следственный комитет России поставил окончательную точку в этом деле, обнародовав совсем некрасивые подробности причин катастрофы.

Самолетом управлял непрофессионал. У командира корабля 47-летнего Рустема Салихова было поддельное удостоверение пилота коммерческой авиации, которое он купил у установленного следствием лица в 2009 году. За 4 года до трагедии.

Он «не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов», заявили в СК.

-2

А руководство авиакомпании "Татарстан" и отделение Росавиации Татарстана, которое надзирало за безопасностью авиаперевозок - халатно отнеслись к проверке подлинности документов пилота, которому доверялась перевозка пассажиров. Вообще, удивительное дело. А чем еще занималась Росавиация в Татарстане? Штат чиновников в инстанции был не маленький. Все зарплату из бюджета получали исправно. И при этом, даже такую необходимую процедуру как проверка подлинности документов об образовании и квалификации пилотов, не провели. Наверное, заняты все были.

-3

Теперь встает вопрос. Как такое возможно, что у пилотов могут быть поддельные свидетельства? В каких переходах такие бумаги продают? С которыми можно сесть за штурвал пассажирского Боинга и перевозить людей?

Рассказываю. К сожалению, история типична для нашей страны. История, которая еще не закончена и возможно, еще проявит себя.

Когда-то давно, в конце прошлого века.. Когда небесные просторы бороздили отечественные ТУ и Ил, в экипажах было по 5 человек. Помимо двух пилотов, для управления самолетом требовались еще штурман, радист и бортинженер. Пять человек в кабине. Штурманы, радисты и бортинженеры - тоже летные специальности. Но пилотировать их не учили. Их готовили по своим, узко-специализированным предметам. Навигация, радиообмен и т.д.

-4

К сожалению, или к счастью - прогресс не стоит на месте. В конце 90-х начале 2000-х на смену отечественным самолетам пришли зарубежные Боинги и Аэрбасы. Для управления которыми был уже не нужен такой раздутый штат в кабине. Достаточно лишь двух пилотов: КВС и второго. А все остальные заботы берет на себя электроника. Радиообмен с землей пилоты должны вести сами, навигацию и наблюдение за инженерными системами самолета обеспечивает компьютер. И вот в России появилась огромная масса безработных авиаторов, со специальностями, уже считающимися рудиментом (сами можете представить, сколько их было, с учетом того, что радистов, штурманов и бортинженеров в количественном соотношении было больше, чем пилотов). И вот в один прекрасный день они стали никому не нужны. Что было делать этим людям, чтоб остаться в авиации? По сути, вариантов было четыре:

а) искать место в какой-нибудь мелкой региональной авиакомпании, где еще эксплуатируются советские самолеты (но надолго ли такая работа?), б) идти работать на землю (но не секрет, что зарплаты летного и наземного составов разнятся в несколько раз, т.е. это колоссальная потеря в деньгах

в) идти в бортпроводники (благо авиакомпании предлагали такое переучивание для своих, оставшихся не у дел, летчиков). Но для многих это было смешно. В 40 лет идти воздушным официантом? Снимать лычки с летного кителя и учиться обращаться с подносами и капризными пассажирами?

г) Идти учиться на пилота. Вот этот вариант для штурманов, радистов и бортинженеров был бы конечно предпочтителен. Но... Все начинать сначала и тратить на обучение 3-5 лет? Дешевле купить диплом об обучении в каком-нибудь мелком региональном АУЦ, торгующем пилотскими свидетельствами направо-налево. Собственно, так некоторые, как выяснилось, и сделали. Разумеется, такие вещи ну не могли проскочить мимо глаз коллег и чиновников. Ну странно, не находите? Вчерашний штурман уже через пару месяцев устраивается пилотом. Неужели у авиакомпаний не возникало вопросов? А Росавиация, которая сертифицировала эти мелкие АУЦ (авиационные учебные центры) и обязана была держать под контролем подготовку пилотов. Где были они? Что касается ак "Татарстан" и данного случая - уж про липовое свидетельство пилота они точно не могли не знать.

-5

Рустем Салихов проработал штурманом в этой авиакомпании с 1992 года. На самолетах Ту-134, Ту-154, Ил-86. В 2008 якобы прошел обучение на пилота (что?? Всего за год? При том, что программа даже среднего специального образования летного училища 3 года?). Удивительно, да? Что руководство ак оказались такими слепыми. И даже видя серьезные несостыковки - в 2009 отправляют на переподготовку на Боинг, а в 2013 - делают его командиром корабля. И вверяют ему, человеку без пилотского образования, Боинг-737 и больше 100 душ на каждом рейсе.

Второй пилот в экипаже, 47-летний Виктор Гуцул, приблизительно из той же оперы. Работал в ак "Татарстан" с 2008 года бортмехаником на Як-42. Потом - хоп. И стал пилотом. И его тут же посадили за штурвал Боинга 737. Вторым пилотом В 737 работал с 2011 года. т.е. налетал на этом самолете чуть больше 2.5 лет.

Удивительное рядом, не правда ли? Вернее, не удивительно, что это закончилось катастрофой.

Вопрос второй. В авиационных кругах ходят слухи, что во время катастрофы в кабине пилотов находился третий, посторонний человек. Из числа высокопоставленных пассажиров. Есть версия, что это был погибший в катастрофе сын президента Татарстана Ирек Минниханов. Который и "помогал" экипажу "сажать" самолет. Слухи появились после расшифровки черных ящиков и аудиозаписи переговоров в кабине. К слову, оригинал записи засекречен до сих пор. МАК обнародовал только текстовую расшифровку последних перед катастрофой 8 минут. Возможно, несколько подредактированную. Но даже из нее следует, что в кабине был третий. В расшифровке этот голос помечен точками.

-6
Wikipedia Катастрофа Boeing 737 под Казанью.
Wikipedia Катастрофа Boeing 737 под Казанью.

В выводах Следственного комитета значится

-8

Как так? Второй пилот не взял управление на себя? Хотя он для того и есть в кабине, чтоб подстраховывать и дублировать КВС? Неужели у человека не было инстинкта самосохранения? Но, если учитывать версию "высокого гостя" на посадке, то все объясняется легко. Не взял управление - да потому что не мог. Его место, кресло второго пилота, было занято. (ну негоже сажать гостя на откидывающийся стульчик. Надо чтоб все было красиво - место пилота, обзор, кнопочки вокруг). Ну и, разумеется, 24-летний мальчик, который даже названий кнопочек не знает, не понимал, что происходит с самолетом и не смог ничего сделать, подстраховать командира и взять управление на себя.

-9

Вот такая история. Вот такой лютый треш российской гражданской авиации. Ну а итогом? Да все как обычно. АК разогнали, вместе с отделением Росавиации по Татарстану. На месте крушения поставили стеллу, семьям погибших выплатили по 2 млн рублей. И жизнь продолжается. Пускают посторонних в кабину, дают подружкам "порулить", ну а высшие чиновники авиационных ведомств, которые, по сути, и виноваты в сложившейся в России ситуации с подготовкой и переподготовкой пилотов - по-прежнему занимают свои места.

-10

Между делом.

Согласно статистике, до 90% авиакатастроф происходят по вине пилотов или авиадиспетчеров.

В США последняя авиакатастрофа с человеческими жертвами в коммерческой авиации (пассажирские перевозки на регулярных или чартерных рейсах) произошла в 2009 году. Десять!!!! лет назад. У нас же, в России, за эти 10 лет в пассажирской гражданской авиации произошло 12! авиакатастроф с человеческими жертвами (и это я не приплюсовываю терракты). Хотя колл-во перевезенных пассажиров в США в 13-15 раз больше, чем в России.

Печально все это.

И да. Пользуясь случаем.

Книга "ДНЕВНИК СТЮАРДЕССЫ" по итогам продаж 2019 года попала в шорт-лист премии LiveLib. В категории "Биографии и мемуары" (не спрашивайте, почему туда. Самой смешно. Возможно потому, что у премии нет категорий Юмор или Путешествия). Сейчас идет читательское голосование за выход в финал в категории. Проголосуйте, пожалуйста! Кто прочитал книжку и кому она понравилась! Подведение итогов - 23 ноября. Уже через неделю. Денежных призов эта премия не приносит (жаль), но мне будет приятно).

-11