Найти тему

"Кто забыл топор в моей спине?" Как выбрать правильную дистанцию с подчиненными.

Оглавление

Офисная дружба. Фото из открытого источника Яндекс.
Офисная дружба. Фото из открытого источника Яндекс.

Короля делает свита.

Н. Макиавелли

О любом человеке можно многое сказать, узнав, кто входит в его ближайшее окружение. Вспомним хотя бы известную фразу: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты!”.

Сотрудники всегда четко следят, с кем и как говорит руководитель, кого приближает к себе, а кого не подпускает или даже избегает. Самое пристальное внимание обычно к начальнику, который пришел в новый коллектив. От того, с кем он начнет “дружить” будет зависеть его репутация и отношение к нему окружающих.

Полезные отношения

Прошло три недели с момента увольнения, а Николай все никак не мог понять в какой момент атмосфера в коллективе стала такой враждебной. Чем он спровоцировал конфликт, откуда взялись слухи про его халатность и попустительство в работе? Как он потерял контроль за ситуацией и репутацию?

А ведь все так неплохо начиналось... Николай, один из самых молодых руководителей в компании, с готовностью вызвался занять эту должность. Несмотря на волнение он с первых дней стремился держаться уверенно, эффективно и в срок решать задачи.

Отчасти этому способствовало то, что уже в первые дни работы он установил полезные, как ему казалось, неформальные отношения с некоторыми сотрудниками, помогавшими ему входить в курс дела. Первым из них стал Тимофей.

Многие знают, что вся важная информация в компании приходит из курилок. Там люди знакомятся и, невзирая на чины, общаются в неформальной обстановке. Знал это и Тимофей, решивший, что курить вместе с начальниками хоть и вредно для здоровья, но определенно полезно для карьеры. Спустя какое-то время после момента встречи совместный выход на улицу стал для них привычным обычаем. Нашлись общие темы для разговоров и отношения постепенно превратились в приятельские. Тимофей производил впечатление веселого и открытого человека, с запасом шуток на все случаи жизни. Николай чувствовал, насколько меньше стресса он испытывает, когда есть с кем поделиться и посмеяться.

Вторым другом стала Наталья. С первых же дней знакомства она была предельно мила, любезна, предлагала любую посильную ей помощь, делилась полезной информацией о коллегах. Пару раз Николаю показалось, что Наталья готова предпринять любые усилия, лишь бы быть всегда на виду, но он не придал этому большого значения.

Через месяц уже сложился обычный приветственный ритуал - заходя в кабинет, где сидели подчиненные, Николай первым делом по имени здоровался с Тимофеем и Натальей, всем остальным доставалось сдержанное “здравствуйте”. Расставались тоже по-разному. Бывало, что начальник подолгу задерживался в кабинете, оживленно рассказывая что-то своим новым приятелям.

Вскоре после этого Николай и столкнулся с первыми проблемами. Вопреки прогнозам, результативность его подчиненных начала падать. Ни от кого Николай не мог добиться должного качества работы. В отсутствие объективных причин отношение к делу сотрудников казалось более безразличным, чем раньше. Не желая обходить это вниманием, Николай обратился к литературе по менеджменту и в одной умной книжке вычитал, что в коллективе с подчиненными необходимо держать дистанцию, чтобы они не расслаблялись при добром начальнике. Понял он этот постулат по-своему и распространил практику “держания дистанции” на весь коллектив, кроме двух человек, которые его не расстраивали. С остальными сотрудниками он стал строже, холоднее и требовательнее. Николай считал такое поведение вполне оправданным, и ждал позитивных изменений.

Как потом показала жизнь, это было “начало конца”. Результативность не изменилась. По компании поползли слухи, что Николай работает спустя рукава. Его начали вызывать на ковер к начальству без объективных, как ему казалось, причин. Будто лишний раз “проверяя на вшивость”.

Если друг оказался вдруг…

Фото из открытого источника Яндекс.
Фото из открытого источника Яндекс.

Николай мог бы еще долго мучиться, прокручивая в голове всю историю снова и снова, если бы не встретил своего бывшего коллегу, руководителя финансового отдела. Они разговорились и тот поведал нашему герою о том, что было за градусом внимания Николая. Николай узнал, как Тимофей рассказывал по всей компании об их “дружбе”, как о способе ловко крутить новым начальником. Про гордость Татьяны за то, что откровенно ничего не делает на своем рабочем месте и получает от Николая любые поблажки. Про то, как хихикают за спиной у Николая все, кто в курсе этого.

И ладно бы только это. Обратной стороной действий Николая стала потеря лояльности всех остальных сотрудников, не вошедших в “круг друзей”. Внимание, которое получили в избытке Тимофей и Наталья, недополучили все другие участники коллектива. Несложно догадаться, что основную работу в подразделении выполняли люди, остававшиеся серой массой для Николая. И когда дело дошло до решительных мер - за Николаем уже укрепилась репутация отстраненного, бесхарактерного, попустителя любимчиков. Слишком много времени было упущено, чтобы заручиться поддержкой людей, перезагрузить отношения и поменять ситуацию.

Так как же все-таки дружить?

Как показали корпоративные исследования в области психологии труда, проведенные в середине двадцатого века, внимание к своей работе, признание значимости труда является фактором, который заметно влияет на результаты. Люди, ощущающие на себе не только формальное внимание со стороны руководства и третьих лиц, ведут себя неравнодушно, стараются показать себя с лучшей стороны, работают с большей отдачей без дополнительных материальных стимулов.

Устанавливая отношения в новом для себя коллективе стоит помнить о некоторых закономерностях и придерживаться нескольких правил.

  • Неформальные отношения помогают. Наличие личного контакта с подчиненными и коллегами позволяет просить о выходящем за рамки обязанностей, надеяться на большую отдачу, чувствовать поддержку от коллектива в трудные минуты.
  • Работа - это в первую очередь “дело”, а отношения заводят не для спасения от скуки, а для получения определенных выгод. Стоит знать, чем вы можете быть полезны другим. Чем другие могут быть полезны вам. На какие уступки/услуги вы готовы идти, а на какие нет. Это позволит заключать компромиссы и застрахует от невыгодных сделок.
  • Заводить отношения в первую очередь стоит с теми, кто сильнее всего влияет или может повлиять на Ваш результат. На тех, кто имеет вес в коллективе. Именно договоренности с ними смогут помочь в крайней ситуации
  • Коллектив - это группа. Группа социальных существ, в которой неминуемо образуется иерархия, как в стае наших лохматых родственников. Действия вожака всегда на виду и, если он приближает одного из собратьев, это сразу заметно. В головах остальных естественным образом появятся мысли: “Почему приблизили его?”, “Что за этим последует, в чем выгоды?”, “Что мне сделать чтоб было так же“. Ответы на эти вопросы должны быть известны коллективу. Почему вы с кем-то больше контактируете, получит или не получит он “банан” за усердие. Проговаривайте вслух свое отношение к работе, свои ожидания от сотрудников, успешные результаты совместной работы.

Бывает просто дружба, которая складывается сама собой с приятными людьми. А бывает прагматическая дружба. Установление дозированных неформальных отношений - это инвестиция в свой потенциал влияния. Это то, что может выручить в каждой ситуации, когда человек по сути тебе ничем не обязан, но может вовремя подать руку или даже спасти от надвигающихся проблем. Дружить и “быть хорошим”, не кривляясь, значит ненавязчиво навешивать на людей обязательство вести себя так же с тобой в ответ.

Вы можете посчитать это излишне прагматичным взглядом на вопрос дружбы, но таковы реалии офисного мира. Успешная карьера не всегда строится по красивым и безупречным правилам.