Короля делает свита.
Н. Макиавелли
О любом человеке можно многое сказать, узнав, кто входит в его ближайшее окружение. Вспомним хотя бы известную фразу: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты!”.
Сотрудники всегда четко следят, с кем и как говорит руководитель, кого приближает к себе, а кого не подпускает или даже избегает. Самое пристальное внимание обычно к начальнику, который пришел в новый коллектив. От того, с кем он начнет “дружить” будет зависеть его репутация и отношение к нему окружающих.
Полезные отношения
Прошло три недели с момента увольнения, а Николай все никак не мог понять в какой момент атмосфера в коллективе стала такой враждебной. Чем он спровоцировал конфликт, откуда взялись слухи про его халатность и попустительство в работе? Как он потерял контроль за ситуацией и репутацию?
А ведь все так неплохо начиналось... Николай, один из самых молодых руководителей в компании, с готовностью вызвался занять эту должность. Несмотря на волнение он с первых дней стремился держаться уверенно, эффективно и в срок решать задачи.
Отчасти этому способствовало то, что уже в первые дни работы он установил полезные, как ему казалось, неформальные отношения с некоторыми сотрудниками, помогавшими ему входить в курс дела. Первым из них стал Тимофей.
Многие знают, что вся важная информация в компании приходит из курилок. Там люди знакомятся и, невзирая на чины, общаются в неформальной обстановке. Знал это и Тимофей, решивший, что курить вместе с начальниками хоть и вредно для здоровья, но определенно полезно для карьеры. Спустя какое-то время после момента встречи совместный выход на улицу стал для них привычным обычаем. Нашлись общие темы для разговоров и отношения постепенно превратились в приятельские. Тимофей производил впечатление веселого и открытого человека, с запасом шуток на все случаи жизни. Николай чувствовал, насколько меньше стресса он испытывает, когда есть с кем поделиться и посмеяться.
Вторым другом стала Наталья. С первых же дней знакомства она была предельно мила, любезна, предлагала любую посильную ей помощь, делилась полезной информацией о коллегах. Пару раз Николаю показалось, что Наталья готова предпринять любые усилия, лишь бы быть всегда на виду, но он не придал этому большого значения.
Через месяц уже сложился обычный приветственный ритуал - заходя в кабинет, где сидели подчиненные, Николай первым делом по имени здоровался с Тимофеем и Натальей, всем остальным доставалось сдержанное “здравствуйте”. Расставались тоже по-разному. Бывало, что начальник подолгу задерживался в кабинете, оживленно рассказывая что-то своим новым приятелям.
Вскоре после этого Николай и столкнулся с первыми проблемами. Вопреки прогнозам, результативность его подчиненных начала падать. Ни от кого Николай не мог добиться должного качества работы. В отсутствие объективных причин отношение к делу сотрудников казалось более безразличным, чем раньше. Не желая обходить это вниманием, Николай обратился к литературе по менеджменту и в одной умной книжке вычитал, что в коллективе с подчиненными необходимо держать дистанцию, чтобы они не расслаблялись при добром начальнике. Понял он этот постулат по-своему и распространил практику “держания дистанции” на весь коллектив, кроме двух человек, которые его не расстраивали. С остальными сотрудниками он стал строже, холоднее и требовательнее. Николай считал такое поведение вполне оправданным, и ждал позитивных изменений.
Как потом показала жизнь, это было “начало конца”. Результативность не изменилась. По компании поползли слухи, что Николай работает спустя рукава. Его начали вызывать на ковер к начальству без объективных, как ему казалось, причин. Будто лишний раз “проверяя на вшивость”.
Если друг оказался вдруг…
Николай мог бы еще долго мучиться, прокручивая в голове всю историю снова и снова, если бы не встретил своего бывшего коллегу, руководителя финансового отдела. Они разговорились и тот поведал нашему герою о том, что было за градусом внимания Николая. Николай узнал, как Тимофей рассказывал по всей компании об их “дружбе”, как о способе ловко крутить новым начальником. Про гордость Татьяны за то, что откровенно ничего не делает на своем рабочем месте и получает от Николая любые поблажки. Про то, как хихикают за спиной у Николая все, кто в курсе этого.
И ладно бы только это. Обратной стороной действий Николая стала потеря лояльности всех остальных сотрудников, не вошедших в “круг друзей”. Внимание, которое получили в избытке Тимофей и Наталья, недополучили все другие участники коллектива. Несложно догадаться, что основную работу в подразделении выполняли люди, остававшиеся серой массой для Николая. И когда дело дошло до решительных мер - за Николаем уже укрепилась репутация отстраненного, бесхарактерного, попустителя любимчиков. Слишком много времени было упущено, чтобы заручиться поддержкой людей, перезагрузить отношения и поменять ситуацию.
Так как же все-таки дружить?
Как показали корпоративные исследования в области психологии труда, проведенные в середине двадцатого века, внимание к своей работе, признание значимости труда является фактором, который заметно влияет на результаты. Люди, ощущающие на себе не только формальное внимание со стороны руководства и третьих лиц, ведут себя неравнодушно, стараются показать себя с лучшей стороны, работают с большей отдачей без дополнительных материальных стимулов.
Устанавливая отношения в новом для себя коллективе стоит помнить о некоторых закономерностях и придерживаться нескольких правил.
- Неформальные отношения помогают. Наличие личного контакта с подчиненными и коллегами позволяет просить о выходящем за рамки обязанностей, надеяться на большую отдачу, чувствовать поддержку от коллектива в трудные минуты.
- Работа - это в первую очередь “дело”, а отношения заводят не для спасения от скуки, а для получения определенных выгод. Стоит знать, чем вы можете быть полезны другим. Чем другие могут быть полезны вам. На какие уступки/услуги вы готовы идти, а на какие нет. Это позволит заключать компромиссы и застрахует от невыгодных сделок.
- Заводить отношения в первую очередь стоит с теми, кто сильнее всего влияет или может повлиять на Ваш результат. На тех, кто имеет вес в коллективе. Именно договоренности с ними смогут помочь в крайней ситуации
- Коллектив - это группа. Группа социальных существ, в которой неминуемо образуется иерархия, как в стае наших лохматых родственников. Действия вожака всегда на виду и, если он приближает одного из собратьев, это сразу заметно. В головах остальных естественным образом появятся мысли: “Почему приблизили его?”, “Что за этим последует, в чем выгоды?”, “Что мне сделать чтоб было так же“. Ответы на эти вопросы должны быть известны коллективу. Почему вы с кем-то больше контактируете, получит или не получит он “банан” за усердие. Проговаривайте вслух свое отношение к работе, свои ожидания от сотрудников, успешные результаты совместной работы.
Бывает просто дружба, которая складывается сама собой с приятными людьми. А бывает прагматическая дружба. Установление дозированных неформальных отношений - это инвестиция в свой потенциал влияния. Это то, что может выручить в каждой ситуации, когда человек по сути тебе ничем не обязан, но может вовремя подать руку или даже спасти от надвигающихся проблем. Дружить и “быть хорошим”, не кривляясь, значит ненавязчиво навешивать на людей обязательство вести себя так же с тобой в ответ.
Вы можете посчитать это излишне прагматичным взглядом на вопрос дружбы, но таковы реалии офисного мира. Успешная карьера не всегда строится по красивым и безупречным правилам.