Найти в Дзене

Краткая история орбитальных колёс

Современный хаблесс. Фотография из пресс-кита компании Beno.
Современный хаблесс. Фотография из пресс-кита компании Beno.
Хаблесс — это больше жаргонное выражение, произошедшее из формы английского слова hubless, перевод которого в полной мере раскрывает суть устройства колеса: бесступичное. В других определениях колесо без ступицы носит название «орбитальное» или «осмос-колесо». В русском языке не сложилось конкретного и четкого названия для колес такой необычной конструкции, но мне больше нравится выражение «орбитальное колесо».

В формализованном виде идея использовать в транспортных средствах бесступичные колёса появилась ещё два века назад, в 1869 году, когда американец Ричард Хэмминг из Нью-Хэвена (штат Коннектикут, США) запатентовал моноколесо на ручной тяге, более известное как «Велосипед летающий Янки».

В начале XX века, с развитием двигателей внутреннего сгорания, в конструкцию моноколеса в замен мускульной тяги начали добавлять мотор. Первый моторизованный моноцикл Гаравалья появился в Италии в 1904 году, а в 1910 году во Франции Эрих Эдисон-Путо оснастил конструкцию серийным одноцилиндровым двигателем De Dion-Bouton мощностью 3.5 лошадиных силы.

Моторизированное моноколесо Ериха Едисона-Путо в музее.
Моторизированное моноколесо Ериха Едисона-Путо в музее.

Какое-то время орбитальный принцип трансмиссии не выходил за пределы конструктива моноколёс, но в 1980-ые над концепцией использования в современном транспорте задумался французский дизайнер и изобретатель Доминик Мотта. Чтобы воплотить идею в жизнь у него не хватало средств, и эскизы могли навсегда уйти в стол, если бы их не заметил швейцарский автомобильный дизайнер Франко Сбарро, у которого необходимое финансирование было.

Франко Сбарро сейчас. 2018 год.
Франко Сбарро сейчас. 2018 год.

Совместная работа Сбарро и Мотты официально началась в 1988 и продлилась до 1991 года. Уже в самом начале совместного творчества дизайнерский дуэт смог привлечь к себе не мало внимания — им удалось перенести эскизы и чертежи в физический мир в виде мотоцикла.

Мотоцикл Sbarro Roue Orbitale на орбитальных колёсах. 1989 год.
Мотоцикл Sbarro Roue Orbitale на орбитальных колёсах. 1989 год.

На Женевском автосалоне 1989 года Сбарро представил общественности автомобиль Sbarro Osmos с орбитальными колёсами.

Франко Сбарро и его автомобиль Sbarro Osmos на орбитальных колёсах.
Франко Сбарро и его автомобиль Sbarro Osmos на орбитальных колёсах.

Швейцарец был захвачен идеей настолько, что сам искренне верил и пытался убедить других людей, что за подобными колесами будущее, и автопроизводители обязательно перейдут на хаблессы. На модернизацию автопроизводства Сбарро отводил не более пяти лет, однако, как можно заметить, в автомобильной промышленности план швейцарского дизайнера провалился с треском.

Однако, многие современники считали не автомобиль, а мотоцикл транспортом будущего, поэтому Сбарро и Мотта не унывали и с особым интересом относились к внедрению новшеств в двухколёсный транспорт.

-7

Заказов на подобное чудо оказалось совсем не много, а потому и дело не продвинулось, как хотели компаньоны. После провала задумки Сбарро продал свои активы Мотте и, как и подобает швейцарцу, открыл собственное производство часов. Часы, естественно, содержали в элементах дизайна отсылки на концепцию осмос-колеса.

Стальные часы Sbarro EV-5 с полым центром.
Стальные часы Sbarro EV-5 с полым центром.

В ходе эксплуатации бесступичного колеса, хозяева мотоциклов встретились с ряд проблем, начиная от плохой устойчивости и невозможности полноценно входить в поворот, до частого и быстрого загрязнения подшипников, расположенных близко к земле. В виду сложности и мелкой серии, замена таких колес на новые выливалась в кругленькую сумму, собственно, как и их ремонт.

Мотоцикл Irregular от Special Project Custom.
Мотоцикл Irregular от Special Project Custom.

Кастомные мотоциклы с осмос-колесами появляются до сих пор. Надо признать, компаниям удается выпускать отличные мотоциклы на орбитальных колесах. Так итальянская компания Special Project Custom выпустила свое детище под названием Irregular.

Мотоцикл Phenom от Zeel Design
Мотоцикл Phenom от Zeel Design

Канадский бренд Zeel Design в мотоцикле Phenom модифицировали орбитальное колесо и внесли в его конструкцию три подшипника, расположив их по окружности колеса на вершинах равностороннего треугольника. Сама конструкция стала проще, но о некоторых визуальных преимуществах хаблесса пришлось забыть.

Где-то тут вы уже должны были спросить: «Илья, а что там по велосипедам»? В 2010-ых орбитальные колеса начали появляться и в эскизах велосипедов.

-11

В 2014 году компания GeoOrbital предложила превратить ваш ситибайк в электровелосипед с помощью своего мотор-колеса.

Колесо GeoOrbital Wheel.
Колесо GeoOrbital Wheel.

В 2016 году на Kickstarter появился проект многоскоростного дорожного велосипеда THE CYCLOTRON BIKE на орбитальных колёсах, который даже вроде бы можно сейчас заказать на официальном сайте за 3500-6000 долларов в зависимости от комплектации.

Фото прототипа THE CYCLOTRON BIKE.
Фото прототипа THE CYCLOTRON BIKE.

Разумеется, такая конструкция колеса не нашла повсеместного исполнения в виду всё тех же эксплуатационных проблем, но в отдельных случаях компании радуют интересными моделями с орбитальными колёсами, как например JRAT Customs.

Велосипед от JRAT Customs.
Велосипед от JRAT Customs.

Новый виток истории орбитальных колёс пришёлся на электровелосипеды и электроскутеры. Например, даже у нас в России можно приобрести складной бесступичный скутер Ujet с дальностью хода в 150 километров.

Складной скутер Ujet.
Складной скутер Ujet.

Из последнего, американский стартап Beno с проектом Reevo: The Hubless E-Bike собрал почти 2.7 миллиона долларов на платформе Indiegogo. В раннем доступе первые электробайки Reevo станут доступны в апреле 2021 года.

Электровелосипед Reevo с орбитальными колёсами.
Электровелосипед Reevo с орбитальными колёсами.

Самое же большое орбитальное колесо можно увидеть в Токио — колесо обозрения Tokyo Big O в развлекательном комплексе Tokyo Dome City имеет диаметр около 200 метров, а через его центр проходит часть американских горок того же парка. Японцы посчитали, что оригинальности тут мало, поэтому с 1 августа 2017 года этот аттракцион ещё и официально стал первым колесом обозрения с караоке.

Tokyo Big O в развлекательном комплексе Tokyo Dome City, Япония.
Tokyo Big O в развлекательном комплексе Tokyo Dome City, Япония.

На сегодня всё.

Этот материал создан в соавторстве с Евгением Куроедовым, моим коллегой по проекту AmberSport.
Если материал показался вам интересным, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @abrosimov.online.

Авто
5,66 млн интересуются