Найти тему
Russos

Небольшой участок метро в Москве, который забросили.

На Сокольнической линии служебно-соединительная ветка (ССВ) на станцию «Александровский сад» состояла из двух тоннелей. Построены они были к пуску первой очереди в 1935 году.

Напомню, что с 15 мая 1935 года, когда запустили первую очередь, движение поездов осуществлялось от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд», а потом было вилочное движение. Один поезд шел до станции «Парк Культуры», а другой до станции «Смоленская» (Сейчас это Филевская линия).

В середине 90-х годов, при строительстве торгового центра Охотный ряд под Манежной площадью, было принято решение один тоннель, который ответвлялся по II пути, разобрать, так как он попадал в тело торгового комплекса. Стрелочные переводы были демонтированы, а вот камеры съездов остались. Давайте посмотрим на них.

Сначала отрывок из книги «Как мы строили метро».

ПОДЗЕМНЫЙ ЛАБИРИНТ

Все знают, как выглядит разветвление железнодорожных путей на поверхности земли. Возле стрелки образуется целый узел стальных рельсов, разбегающихся в стороны. Сопряжение рельсов занимает по ширине гораздо большую площадь, чем обычный двухколейный путь. Порой этот стальной узел трудно бывает охватить одним взглядом.

В метрополитене тоже есть места, где пути расходятся в стороны. Но процесс этот затруднен тем, что пути лежат не на вольной широкой поверхности, а под землей. Рельсы лежат в тоннелях. Следовательно возле стрелок приходится сопрягать не только стальные пути, но самые тоннели. Образуется сопряжение тоннелей, тоннельный узел.

Вот в этих местах и сооружаются под землей так называемые камеры, или камерные тоннели.

Я буду говорить о строительстве перегона между станцией «Охотнорядская» и «Библиотека Ленина» и сопряжения правых и левых тоннелей кировского и арбатского радиусов. В готовом уже метрополитене пассажир наблюдает этот пункт, когда поезд подходит к разветвлению со стороны Охотного ряда. Пассажир видит, что впереди поезда возникают два больших круглых тоннеля, накрытых общим бетонным сводом. Пролет этого свода простирается по ширине на 14 метров. Высота его — 10 метров. Расширение тоннеля происходит расходящимися по бокам уступами. Эти уступы пассажир видит из поезда и сейчас. Способ сооружения такого уступа и есть камера.

http://metro.ru/library/kak_my_stroili_metro/274/ — вся глава целиком. Советую прочитать её и следующую.

Вид на камеру съездов из портала II пути. Впереди, за поворотом, станция  «Охотный ряд».
Вид на камеру съездов из портала II пути. Впереди, за поворотом, станция «Охотный ряд».
Здесь находился путь со стороны станции «Александровский сад».
Здесь находился путь со стороны станции «Александровский сад».
Обязательно  прочтите рассказ о том, как это строилось. В каких жутких геологических  условиях метростроевцы возводили своды камер.
Обязательно прочтите рассказ о том, как это строилось. В каких жутких геологических условиях метростроевцы возводили своды камер.
Где-то слева и дальше, между тоннелями, находится понизительная подстанция.
Где-то слева и дальше, между тоннелями, находится понизительная подстанция.
Предположительно, это её разрез. Мы видим два перегонных тоннеля. По центру понизительная подстанция. И маленькие кабельные коллекторы. Это из книги 1948 года «Тоннели» Маковского. Других вариантов для Московского метрополитена из монолитного бетона особо и нет.
Предположительно, это её разрез. Мы видим два перегонных тоннеля. По центру понизительная подстанция. И маленькие кабельные коллекторы. Это из книги 1948 года «Тоннели» Маковского. Других вариантов для Московского метрополитена из монолитного бетона особо и нет.
Вид в обратную сторону. За металлической перегородкой небольшая каморка какой-то службы и все.
Вид в обратную сторону. За металлической перегородкой небольшая каморка какой-то службы и все.
Я лично считаю, что сносить тоннель метро ради торговой палатки было неправильно, но чего только в 90-е годы не делали.
Я лично считаю, что сносить тоннель метро ради торговой палатки было неправильно, но чего только в 90-е годы не делали.
Подземная красота.
Подземная красота.
II путь и камеры съездов.
II путь и камеры съездов.
А  вот так это выглядит со стороны Александровского сада (он за спиной).  Слева уходит тоннель на I путь Сокольнической линии, а дальше была стрелка и  единственное глухое пересечение на главных путях в Московском  метрополитене.  Тоннель вел к II пути.
А вот так это выглядит со стороны Александровского сада (он за спиной). Слева уходит тоннель на I путь Сокольнической линии, а дальше была стрелка и единственное глухое пересечение на главных путях в Московском метрополитене. Тоннель вел к II пути.
План этого места.
План этого места.
От  тоннеля ССВ тут ничего не осталось. Его проем заложен кирпичной  стенкой, за которой тоже приютилась чья-то каморка. Два пути, уходящие  дальше, это ССВ на Площадь революции.
От тоннеля ССВ тут ничего не осталось. Его проем заложен кирпичной стенкой, за которой тоже приютилась чья-то каморка. Два пути, уходящие дальше, это ССВ на Площадь революции.

Большое спасибо пресс-службе и службе пути Московского метрополитена за организацию этой фотосъемки.