На Сокольнической линии служебно-соединительная ветка (ССВ) на станцию «Александровский сад» состояла из двух тоннелей. Построены они были к пуску первой очереди в 1935 году.
Напомню, что с 15 мая 1935 года, когда запустили первую очередь, движение поездов осуществлялось от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд», а потом было вилочное движение. Один поезд шел до станции «Парк Культуры», а другой до станции «Смоленская» (Сейчас это Филевская линия).
В середине 90-х годов, при строительстве торгового центра Охотный ряд под Манежной площадью, было принято решение один тоннель, который ответвлялся по II пути, разобрать, так как он попадал в тело торгового комплекса. Стрелочные переводы были демонтированы, а вот камеры съездов остались. Давайте посмотрим на них.
Сначала отрывок из книги «Как мы строили метро».
ПОДЗЕМНЫЙ ЛАБИРИНТ
Все знают, как выглядит разветвление железнодорожных путей на поверхности земли. Возле стрелки образуется целый узел стальных рельсов, разбегающихся в стороны. Сопряжение рельсов занимает по ширине гораздо большую площадь, чем обычный двухколейный путь. Порой этот стальной узел трудно бывает охватить одним взглядом.
В метрополитене тоже есть места, где пути расходятся в стороны. Но процесс этот затруднен тем, что пути лежат не на вольной широкой поверхности, а под землей. Рельсы лежат в тоннелях. Следовательно возле стрелок приходится сопрягать не только стальные пути, но самые тоннели. Образуется сопряжение тоннелей, тоннельный узел.
Вот в этих местах и сооружаются под землей так называемые камеры, или камерные тоннели.
Я буду говорить о строительстве перегона между станцией «Охотнорядская» и «Библиотека Ленина» и сопряжения правых и левых тоннелей кировского и арбатского радиусов. В готовом уже метрополитене пассажир наблюдает этот пункт, когда поезд подходит к разветвлению со стороны Охотного ряда. Пассажир видит, что впереди поезда возникают два больших круглых тоннеля, накрытых общим бетонным сводом. Пролет этого свода простирается по ширине на 14 метров. Высота его — 10 метров. Расширение тоннеля происходит расходящимися по бокам уступами. Эти уступы пассажир видит из поезда и сейчас. Способ сооружения такого уступа и есть камера.
http://metro.ru/library/kak_my_stroili_metro/274/ — вся глава целиком. Советую прочитать её и следующую.
Большое спасибо пресс-службе и службе пути Московского метрополитена за организацию этой фотосъемки.