Если лет двадцать, тридцать назад тема психологии касалась в основном узкого круга специалистов, то в последние годы она вошла во многие области нашего бытия. Это затронуло сферы начального и среднего образования, а также спорта на разных его уровнях. Мы встретились с нашим постоянным экспертом, тренером высшей категории по волейболу, специалистом с многолетним стажем Еленой Николаевной Ефимовой и поговорили на эту тему.
Часто ли Вы слышите, что юному спортсмену нужна помощь психолога?
В последние годы стало модно прибегать к помощи психологов… Я к ним стараюсь не обращаться, потому что моя позиция такова: сам тренер должен быть психологом, в процессе своей деятельности получать знания и опыт в этом направлении. Не забываем, что в спортивных ВУЗах есть предметы по этой теме, их изучают: «Психология спорта», «Психология высших достижений» и т.д. Почему мы должны обладать такими навыками? Потому что принимаем решения «здесь и сейчас». Мы не будем ждать, когда ребёнок пойдёт и будет советоваться с третьим лицом. Конечно же, такой специалист порой нужен. Бывает, возникают ситуации, которые сложно объяснить родителям или тренеру при взаимодействии с детьми. Психолог может помочь раскрыть родителям причину проблемы, но повлиять на ребёнка вряд ли сможет.
Нужен ли психолог или достаточно влияние тренера? Как это определить по состоянию и действиям ребёнка?
Эта ситуация исходит в меньшей степени от поведения ребёнка на тренировке. Он знает, что здесь есть свои правила, его поведение регламентировано ими. Если он не может в течение какого-то времени в эти правила вписаться, то приходится говорить об этом с родителями. Хотя таких детей сразу видно – на первой или на второй тренировке. Что касается моих более взрослых учениц, то я всегда обращаю внимание – когда девочка грустна, «ушла в себя», не реагирует на какие-то внешние факторы. В этом случае стараюсь позвонить родителям, узнать, в чём дело или расспросить её подружек. Особенно в наше время, когда есть свои нюансы – дети часто зависимы от социальных сетей. У нас бывают сложные игры, проигрывает команда, результат случается не очень хороший, тогда проявляются всякие «минусы». Но это не значит, что надо срочно идти и искать психолога, который разъяснит в чём причина. Считаю, что тренер в состоянии всё объяснить самому себе и детям, вместе можно найти решение проблемы. Ведь многие действия надо принимать оперативно. Например, возникает конфликт между девочками, и я должна мгновенно реагировать на это, а не сообщать родителям, чтобы они отвели ребёнка к психологу. Каждый тренер должен обладать навыками психолога – как обращаться с людьми и управлять своими учениками. Всё начинается с дисциплины и личности педагога.
Часто ли происходит на Ваш взгляд «подмена понятий», когда проблема явно другого характера, и обращение к специалисту может лишь «запутать дело»?
Родители порой не могут объяснить поступок ребёнка. Тогда происходит так: «пойдём к психологу, он объяснит…» Точно так же и взрослый человек, когда не может в себе разобраться – идёт к специалисту, у которого в арсенале есть много приёмов, которые могут успокоить и вселить уверенность. Только не надо в жизни по каждому поводу бегать к ним. Надо самим разбираться в сложившейся системе взаимоотношений: тренер – спортсмен, ребёнок – родитель. Если же не можешь понять в чём дело, то приглашаешь третье лицо – психолога. Он внимательно выслушает обе стороны, что-то подсказывает. Мы сами должны решать проблему «здесь и сейчас». Родители понимают, что я делаю с детьми в плане их прогресса, как спортивного, так и личностного. Мне интересно из своих воспитанников делать лидеров, чтобы ребёнок в любой ситуации мог принять решение, а на волейбольной площадке и в жизни это хорошо проявляется. К сожалению, сейчас мало детей, которые с ходу это делают. А ведь быстрота и правильное принятие решений потом очень пригодятся в обычных жизненных ситуациях.
Не слишком ли много «психологии» возникает в жизни современных детей и их родителей?
Не надо «детализации»: почему и как? Надо проще относиться к этому. Основная ошибка нынешних пап и мам – они пропускают через себя «как у них было». А ведь дети и ситуации теперь другие. Особенно удивляет фраза некоторых родителей: «Мне так психолог сказал». Как будто тот знает все детали и подробности ситуации, например, в тренировочном процессе. Из-за того, что «много психологии» – не развивается личность. Сейчас слишком много «хочу» у детей, когда в своё время было, прежде всего – «надо». Раньше была вера в тренера, педагога, учителя, а теперь ребёнок — «центр вселенной». Я сразу всем объясняю, что у меня есть определённые правила, выработанные годами, основанные на опыте работы с воспитанниками. Вы должны это принять. Если нет, то придётся заниматься с другим тренером. Когда мы идём к какой-то цели, ребёнок обязан хорошо себя вести, слушаться тренера, обучиться правильным техническим приёмам, ездить на сборы, работать над собой. Если вы привели ко мне ребёнка, то должны верить в меня как тренера. Приходится работать ещё и с родителями, объяснять многие вещи.
Кого вы считаете хорошим специалистом: как выбрать психолога, на что обращать внимание?
Если вы хотите найти грамотного спортивного психолога, то я считаю, что в прошлом он должен быть связан с каким-либо видом спорта. Потому что спортивная психология рассматривает такие темы, как лидерство и взаимопомощь. Было бы неплохо, если бы имелся опыт тренерской работы… Есть определённые особенности в подходе. Например, если ребёнок что-то очень хочет выиграть, то у него уже есть психология победителя. А если нет такого желания, то это повод обратиться к спортивному психологу. Я считаю, что к таким специалистам в основном обращаются в стрессовых ситуациях, когда сами не могут найти решения. Когда всё хорошо складывается, тогда никто и не пойдёт к нему. Естественно, такой специалист должен найти выход из сложившейся ситуации, но ни в коем случае не усложнять её.
Общение с психологами. За и против…
Началось это «веяние» – пошли рекомендации, что чуть ли не у каждой команды должен быть свой психолог. Наверное, это хорошо, когда ребёнок почти каждый день может поделиться своими проблемами. Это коснулось и нас. У одной моей воспитанницы была мама-психолог, которая внедрилась в команду, всё изучала. Вначале мне это нравилось — дети бежали к ней за советом. Проводились всевозможные тесты, отвечали на разные вопросы. Например, выяснилось, что в команде больше всего любят голубой цвет и не нравится чёрный. Но вдруг, стали уходить девочки из команды – одна, вторая, третья. Объясняли это тем, что у них поменялись жизненные планы… Когда собралась уходить пятая или шестая девочка, я решила ещё раз подробнее всех расспросить и выяснить причину расставания с командой. Ведь мы делаем хорошее дело – дети тренируются, становятся здоровее, улучшается их физическая форма. Сами родители сокрушались по поводу ухода детей из команды: «Нам это тяжело далось, ребёнок плакал, но мы его убедили…». Выяснила подробности – в этой истории появилась личность того самого психолога. Оказалось, она давала «советы» родителям: «Из вашего ребёнка не получится спортсменки высоких достижений, потому что она полная, или пусть лучше хорошо учится, а волейбол ей не нужен и т.д.». Для каждой девочки и её пап и мам нашёлся аргумент, чтобы уйти из спорта. Изначально родители приняли неправильную позицию – вместо того, чтобы напрямую обратиться к тренеру, они шли за советом к психологу! Она почувствовала свою «значимость» и стала давать советы родителям уже в других группах. Неприятные детали в этой истории выяснилось позже. Её дочь занималась в моей группе и не отличалась какими-то выдающимися качествами. Цель мамы-психолога заключалась в том, чтобы разогнать половину команды и поставить своего ребёнка на нужную позицию – так она убирала конкурентов. Теперь, если я вижу – возле какой-то мамы собираются родители, а потом мне говорят, что она даёт «дельные советы», то понимаю, этот человек просто хочет быть в центре внимания, у него какие-то личные цели и задачи. Общаюсь со многими тренерами, мы пришли к выводу: «Если хотите, чтобы команда вами не управлялась или разбежалась, пригласите психолога». Я не против классных специалистов! Только тренер и психолог должны быть вместе — согласованно решать общую задачу, как это происходит, например, в национальных сборных. Но подчёркиваю – главный всё-таки тренер, только он устанавливает сферу деятельности психолога в команде. Ведь главная связь была и остаётся – тренер и спортсмен.
Может ли тренер решить что-то из насущных психологических (свойственных современным детям) проблем?
Если юный спортсмен доверяет тренеру, то подойдёт, поделится своей сложной проблемой. Обязательно попросит совета – таких случаев у меня много. Даже взрослея, когда им 15,16,17 лет, а порой и старше, и у нас сохранились добрые доверительные отношения – девочка обратится ко мне. Конечно, в нынешние времена в роли советчиков часто выступают социальные сети, где можно найти «ответ» почти на любой вопрос. Другое дело, насколько он будет правильным. Ведь порой дети подпадают под влияние сообществ, которые несут разрушающий негативный посыл. Нам кажется, что это нас не касается, ведь мы спортсмены. А когда начинаешь общаться с детьми, то понимаешь, это может затронуть каждого ребёнка. И задумываешься о том, как оградить детей от этого.
Источник : https://sportkomanda.com