Найти в Дзене
Моделизм по городу

Трактор Сталинец С-65

Сборная модель в масштабе 1/35 производства китайской фирмы Trumpeter (05539) в варианте с закрытой кабиной

Из истории!

С-65 «Сталинец» — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17.

15 октября 1930 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В 1934 году Народный комиссариат тяжелой промышленности организовывает международный конкурс — испытание дизелей, в котором участвовало 17 дизелей из шести стран: Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Испытания под председательством советского двигателиста профессора Н. Бриллинга проходили с 10 июля по 20 сентября в 60 км от Ростова. В результате выбрали американский образец от Caterpillar. Опыт, приобретенный советскими специалистами позволил наметить конкретные сроки начала промышленного производства дизелей в стране. В январе 1935 года Г. Орджоникидзе, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, указывает на необходимость перевода тракторов ЧТЗ на дизели в кратчайшие сроки. Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других. В апреле на заводе состоялось техническое совещание. Было решено начать подготовку завода к реконструкции. Проектирование дизеля было начато ещё в феврале.15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег. Новый двигатель М-17, являвшийся «потомком» моторов М-13 и М-75, кроме дизельного топлива мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от пускового 20-ти сильного бензинового. В непосредственно сам трактор конструкторы не внесли больших изменений, ведь одно из требований для нового М-17 состояло в том, чтобы обеспечить установку дизеля на С-60 без больших переделок. Изменению подверглись: коробка передач — так как новый двигатель обеспечивал большее число оборотов в минуту (850 против 650), было увеличено передаточное отношение, гусеницы — для лучшего распределения веса, радиатор, который стал немного шире. Топливный бак теперь размещался за двигателем, который сверху закрыли капотом. В целом, результаты испытаний не выявили дефектов, которые могли бы послужить причиной для задержки ведущейся подготовки массового производства, однако ряд доработок был необходим. На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение. В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65. В феврале 1938 первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт.

Про сборку и окраску

Модель в целом собирается неплохо, но есть одно проблемное место, а именно установка кабины на шасси. Я протупил и пытался посадить кабину по посадочным штифтам. Но штифты не совсем точно попадают в ответные отверстия. Из-за этого порог был сломан. А надо было всего лишь срезать штифты и стыковка прошла бы на отлично. В остальном проблем со сборкой не возникает. Интересная особенность набора - надписи на радиаторе "СТАЛNНЕЦ" и "ДNЕЗЛЬ". Есть два решения данной проблемы - исправить "N" на "И" путем срезания перемычки и вклеивания новой из тянутого литника или другого подручного материала. Другой вариант применить набор фототравления PE35518 VOYAGER MODEL RUSSIAN CHTZ S-65 TRACTOR. Там и надписи исправленные и боковина капота и другая мелочевка. Но только в основном наборе отсутствует двигатель и что бы раскапотировать трактор надо купить/изготовить дизель! Гусеницы сделаны рабочими. А, еще есть третий вариант - забить!

Модель загрунтована грунтом из баллона от фирмы Тамия. Основная окраска выполнена акрилами зеленого цветами от той же Тамии. Мелочевка окрашена акрилами на водной основе. Лаки снова акриловые и снова Тамия. Смывка и эффекты загадинга АММО МИГ и Тамия. Пигменты отечественного производства от фирмы ZIP/

К фото!

1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.

5.
5.
6.
6.
7.
7.
8.
8.
9.
9.
10.
10.
11.
11.
12.
12.
13.
13.
14.
14.

Со стапелей!

15. С фототравлением
15. С фототравлением
16.
16.
17.
17.
18.
18.

19.
19.
20.
20.
21.
21.
22.
22.
23.
23.
24.
24.

2019 год

При желании, можно подписаться на канал

Так же информирую, что есть телеграмм-канал

Про моделизм

Про городские прогулки