Советская живопись послевоенных лет развивалась вместе со страной, стремясь запечатлеть не только эпохальные стройки, освоение недр земли и космоса, достижения науки и технической мысли, но и самого человека, как главного творца прогресса. Глупо упрекать соцреализм в прямолинейности и излишней идеологизированности: многогранность в осмыслении действительности присуща ему не меньше, чем любому другому направлению в искусстве.
Ленинградская академия художеств во все времена собирала в своих стенах самых талантливых мастеров; стала она настоящей кузницей самобытных талантов и в советское время. В 50-60 годы взяли в руки кисти те, кто в сороковые прошёл с винтовками всю Европу, – им было, о чём говорить со своими современниками. Страна на глазах возрождалась из пепла, строились заводы, поднималась целина, – об этом с восторгом и гордостью рассказывали монументальные полотна живописцев. Люди возвращались к мирной жизни, к семье, работе, учёбе, – простому человеческому счастью, которое хотелось воспевать с особым энтузиазмом.
Для Бориса Васильевича Корнеева, выпускника ЛИЖСА, любимыми стали портретный и сюжетный жанры. Образ сильной целеустремлённой личности, пожалуй, больше других привлекал его, как художника. Но наряду с волевыми характерами военных, моряков, геологов из-под кисти мастера появлялись и лирические женские портреты, самым проникновенным из которых по праву считается изображение художницы Марины Козловской.
Сдержанной спокойной манере передачи цвета и форм подчиняется композиция холста. Женская фигура в тёмном с белоснежным воротничком платье сразу притягивает к себе внимание, – светлая софа и серовато-коричневый фон обоев за спиной служат идеальным фоном для правильной расстановки акцентов. Задумчивое, сосредоточенное выражение смуглого лица, прикрытые веки, сжатые губы, – чем дольше рассматриваешь миловидное личико, тем сильнее поражает его серьёзность. Так выглядит человек, обдумывающий нечто важное, возможно, решающее в жизни; погружённый в свои мысли, он даже не сразу отзовётся, если его окликнуть в этот момент.
Вьющиеся тёмные волосы открывают высокий лоб, делают лицо особенно юным и привлекательным. Правая рука, облокотившаяся на ручку дивана, замерла у самых губ, как бы приглашая собеседников к молчанию; левая свободно лежит на коленях. Эти красивые руки с нежными тонкими пальчиками и есть то главное, ради чего затевалась вся картина. Руки художницы, такие изящные, но, вместе с тем, сильные, излучающие внутреннюю энергию; способные передать на холсте течение рек, всполохи ночных костров, романтику северных просторов. Они отдыхают, пока рождается новая идея, чтобы, подчиняясь ей, взмахом кисти оживить любые образы действительности.
Корнеев мастерски владеет светом, выдвигая свою героиню на передний план и приглушая остальное. Глубокие тени на светлом фоне делают фигуру ещё более объёмной, живой. Подчиняясь обаянию картины, начинаешь ощущать в ней какой-то особый потаённый смысл, – настолько явственна глубокая симпатия автора к модели. И она отнюдь неслучайна: Борис Васильевич изобразил не только талантливую молодую красавицу; с огромной любовью он создал портрет своей жены.
🎯 Автор: Лёля Городная Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!