Найти в Дзене
Поучи учителя

Собираем математический кружок

Оглавление

Я рассказала про три математических сюжета и выложила материалы к ним:

В этой статье я расскажу, как собрать из них занятие математического кружка на 2 урока для школьников 5-6 класса. Рекомендую сначала прочитать статьи про эти сюжеты, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Бен Шан. «Мешок с покупками», сериграфия (68,6 х 101,6 см).
Бен Шан. «Мешок с покупками», сериграфия (68,6 х 101,6 см).

Подготовка

Я не знала, сколько придет детей. Я решила подготовить три блока и сделать их такими, чтобы если детей будет очень много, можно было бы разделить их на три части: двум дать разбираться самим, с третьей частью работать. Потом поменять. А если детей будет мало — изучать эти три блока последовательно со всеми.

Что из этого вышло — в конце статьи.

Поиграем сначала

Это было первое занятие кружка. Дети меня еще не знают. Поэтому первое, что я им расскажу, должно было произвести впечатление.

Позвала всех встать в круг, рассказала жуткую легенду про Иосифа Флавия. Мы немного поиграли в эту задачу, чтобы они хорошо поняли условие.

После этого я раздала детям листок, и они стали заполнять таблицу. Это самая скучная часть занятия, поэтому лучше, когда она стоит близко к началу. Иногда я на доске обсуждала с ними то, что мы поняли про таблицу. Опоздавшие читали правила игры самостоятельно.

Первая строка и первый столбец заполняются очень быстро. Дети нашли и объяснили закономерность во второй строке. Через некоторое время мы обсудили, как можно заполнять таблицу быстрее, ориентируясь на уже заполненные строки.

Когда они устали, я снова позвала их в круг вместе с их табличками. Теперь мы играли в эту задачу осмысленно. Я объявляла правила. Каждый по очереди выбирал, на каком месте он хочет стоять, чтобы выиграть по этим правилам.

Фокус

Таблички еще были заполнены не до конца, а я переключила их внимание на фокус. Научиться быстро умножать — возможность удивить своих друзей. Я считала, что это сама полезная часть кружка.

Показала примеры. Рассказала, как надо считать, немного потренировались вместе, обсудили, почему это работает. Дальше я раздала детям листочки с описанием метода, предложила потренироваться в парах, чтобы научиться мгновенно в уме умножать. После этого я называла примеры на умножение нужных чисел, а дети считали устно, кто быстрее.

Головоломка

Под конец, чтобы расслабиться, дала детям головоломку. Она их очень впечатлила. У кого-то не получалось. Кто-то сделал — все бежали к нему смотреть, как же это сделать. Кто-то сделал, но не мог повторить.

Головоломка оказалась яркой эмоцией в конце, поэтому дети покидали занятие очень довольные кружком и собой.

После занятия видела в коридорах детей, которые показывали головомку своим друзьям.

А как же эксперимент

В первой группе детей было 10 и я давала блоки последовательно, как описано выше.

А во второй — 14. Сначала мы разобрали фокус — это было ошибкой, чуть позже более усталые дети уже не так охотно заполняли таблицу в игре.

Потом я поделила группу пополам: одним — головоломку, другим — задачу Иосифа Флавия. И тут промахнулась. Пока я объясняла одним, что происходит, другие очень хотели слушать, что же там творится у первых. И наоборот. Как будто каждый верил, что другой группе досталась лучшая часть, и стремился не разобраться в своей, а получить другую быстрее.

Лучше бы всей группой обсуждали последовательно каждый сюжет.

Что дальше

Готовые листки к занятиям есть в соответствующих статьях:

Подписывайтесь на канал — тут будут и следующие сюжеты моего кружка, и геометрические задачи, и полезные изюминки с учительских семинаров.