В статье я расскажу, как перестать бояться камеры: разложу по полочкам все ваши страхи, провожу за кулисы съемок и научу несложным психологическим приемам, которые пригодятся и начинающим моделям, и обычным людям, желающим провести для себя фотосессию на память, но никак не решается, а также фотографу на любой съемке.
1. Страх быть скованным, неестественным, что фотографу не понравится позирование
Вот что говорят люди:
- "Я бы боялась быть скованной и не знать, что делать"
- "У меня есть пунктик на тему "а вдруг фотографу не понравится позирование". Насчет скованности у меня особо нет проблем, но иногда я не знаю, что делать с руками"
- "Несмотря на то, что хочется красивых фотографий, для меня важно остаться собой и узнать себя после фотосессии".
Страх быть скованным - самый яркий из всех страхов, которые атакуют людей перед важным публичным выступлением (в том числе и перед фотосессией). Связан он с тем, что мы боимся опозориться, не найти контакта с другим человеком. Еще мы не знаем, как выглядим со стороны, боимся, что со стороны мы будем выглядеть как-то не так - а вдруг тяжело будет принять того, кто получится на фотографиях?
После этого абзаца предлагаю выдохнуть и немного успокоиться.
Во-первых, фотограф - такой же человек, он тоже волнуется перед встречей с вами (я волнуюсь почти всегда) и думает о том, как найти контакт и провести съемку в позитивном ключе.
Во-вторых, если вы вдумчиво выбирали профессионала, который сделает ваши портреты (оценили его портфолио, художественный вкус и чувство меры, прочли отзывы о его работе от других клиентов), то вряд ли натолкнетесь на замкнутого молчуна, который сделает вам плохие портреты.
Чтобы человек преодолел скованность на съемке, фотографу могут помочь такие приемы:
- Я прошу прислать мне около 10 фото любого качества, на которых человек себе нравится. Это позволяет мне взглянуть на человека его глазами и сделать выводы о том, какие ракурсы предпочтительнее, а каких лучше избегать.
- На съемке не ставлю перед человеком задачу выдать набор выученных поз. Я вообще не обращаю внимания на позы и считаю глупостью все эти ролики на ютубе и картинки с набором страндартных поз для фотосессий - если вы сейчас готовитесь к съемке и смотрите этот ужас, закройте его немедленно. Мне важны искренние эмоции и естественные движения: если вам удобно просто стоять - стойте, хотите сесть - сделайте это так, чтобы было удобно вам. Самая лучшая поза - та, в которой человеку удобно. Не знаете, куда деть руки? Забудьте о них, не пристраивайте их мучительно - они сами найдут, что им делать.
- Не нарушаю личные границы моделей - не трогаю без разрешения, не приближаюсь слишком близко. Мои собственные границы, например, довольно большие и я хорошо понимаю, каким болезненным бывает их нарушение. Я не повышаю голос, не ругаю, не говорю о том, что человек выглядит плохо. Я помню о том, что любая поза может быть выигрышной, моя задача - всего лишь найти нужный ракурс.
- Напряжение на съемке могут выдавать поза, лицо, взгляд. Если вы чувствуете напряжение в теле - опустите руки, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко - помните, не нужно задерживать дыхание в кадре. Справиться с проблемой напряжения в лице легко, я подсмотрела этот метод у актеров - нужно время от времени разминать его двумя руками, как тесто (если нет макияжа), или в течение полуминуты интенсивно двигать всеми мышцами на лице.
- Бывает, что напряжение выдают глаза - слишком сосредоточенный взгляд быстро тухнет. От этого помогает простое упражнение, известное всем девушкам - взгляд в угол-опустить глаза в пол-взгляд в объектив. Так взгляд загорается снова.
- Главное - создать атмосферу, настроить на нужный лад, сделать так, чтобы вдохновение соединяло всех участников съемки. В этом помогают непрекращающееся общение с человеком на самые разные темы и музыка. С помощью музыки можно нащупать нужные эмоции и раскачать даже самых безэмоциональных - главное правильно подобрать треки.
Если резюмировать все сказанное, то нужно не бояться давать человеку жить и двигаться так, как ему нравится. Для меня съемка - это маленькая жизнь, за которой мне выпала честь подглядеть. Поэтому расслабьтесь, слушайте музыку и не забывайте дышать - вот почти все хитрости удачных кадров!
2. Страх не понравиться, разочаровать, быть неинтересным фотографу
Вот что говорят люди:
- "В какой-то момент я поняла, что съемка - это реальная работа обеих сторон, а не просто красивые фотки в листиках осенью. А как работать на съемке, я не знаю, поэтому тоже страшно, или даже неприятно, скорее, из-за незнания".
Этот страх - продолжение первого, его рождают неуверенность в себе и собственных силах. Чтобы успешно бороться с ним, важно помнить - все чудеса случаются, когда мы выходим из зоны комфорта и побеждаем свои страхи.
3. Страх сравнения с профессиональными моделями
Что говорят люди:
- "Красивых и фотогеничных людей проще (и, о ужас, приятнее) снимать, по себе знаю. Не в том смысле, что кастрюли сами варят, а в том, что удобный холст дает больше свободы, потенциального творчества. Можно думать о своих идеях, а не необходимости маскировать какие-то недостатки. У проф и полупроф-моделей больше рабочих ракурсов, меньше постретуши, больше диапазон сюжетов. Ну это как играть на профессиональных дорогих инструментах - можно и на банках что-то выстучать, но на настроенном рояле удобней"
Первое: странно и глупо сравнивать банан и яблоко. А как сравнить внешность людей? По длине волос, росту, цвету глаз, поведению? В нас всех есть что-то прекрасное, божественное, помните про это.
Второе: внешняя красота - понятие субъективное, для меня, например, не она главное на съемке, а ваш богатый внутренний мир.
Я читала об одном исследовании, в ходе которого выяснилось, что мозг человека при общении с приятным собеседником не считывает мелкие недостатки внешности - наш собственный внутренний Photoshop сглаживает все шероховатости. Примерно то же самое происходит и во время фотосъемки - всё зависит только от вашего настроения и степени открытости. Понятно, что бывают такие специфические жанры, для которых важны и идеальная кожа, и хороший овал лица, но мы сейчас не об этом, поскольку тему профессиональной (коммерческой) модельной работы в этой статье я не затрагиваю.
Я уверена, что художественный портрет - жанр, который подходит каждому, причем совершенно не важен ваш опыт работы на съемках. С неопытным человеком часто даже интереснее работать - я получаю больше удовольствия, когда удается раскрепостить такую модель на съемке. Вот примеры моих съемок с неопытными моделями. И знаете что? Я кайфовала на каждой из них.
4. Страх не узнать себя на фотографиях: быть слишком толстым, некрасивым, перефотошопленным
От этого страха спасают три вещи: тщательный выбор фотографа, развитие собственного художественного вкуса и поднятие самооценки. Ходите в картинные галереи, смотрите работы классиков фотографии (Стива Маккари, Дэвида Лашапеля, Тима Уолкера, Ричарда Аведона), художественные фильмы; для поднятия самооценки рекомендую больше заниматься спортом, саморазвитием и, как ни странно, чаще делать селфи - это поможет понять свои самые удачные ракурсы.
Фотографируйтесь чаще! Это поднимает настроение и дарит бесценную память вам и вашим близким.
Буду рада вашим лайкам и подпискам на мой канал, присоединяйтесь!