Коучинг распространен заметно сильнее, хотя различия между этими методами указывают на целесообразность использования обоих.
По результатам исследования «Лучшие практики развития лидерства», проведенного Institute of Executive Development 86% компаний отметили использование коучинга, лишь 43% пользуются наставничеством. На рынке предложение коучинга заметно превышает предложение наставничества.
Сравние методов обучения
Коучинг
Цель - Дать сотрудникам возможность получить новые навыки, изменить поведение или стиль управления, достигая бизнес-цели.
Временные рамки - 6 или 9 месяцев с обязательными регулярными встречами.
Уровень аудитории - Исполнительные директора, топ-менеджеры.
Причина применения - Работающие менеджеры могут получить более высокую квалификацию и применять знания в работе.
Преимущества
- Нет дефицита внешних тренеров;
- Тренинг и/или профессиональная аттестация повышают доверие;
- Объективность и конфиденциальность.
Недостатки
- Невозможность контролировать качественную и содержательную стороны процесса.
- Затраты.
Стоимость – есть прямые затраты на коуча
Наставничество
Цель - Помочь сотрудникам понять культурные нюансы организации, расширить знания в некоторых дисциплинах или посвятить их в различные части бизнеса и уровни управления.
Временные рамки - От 6 месяцев до года с ежемесячными встречами. Неформальное наставничество может длиться несколько лет.
Уровень аудитории - Новые сотрудники любого уровня, перспективные линейные менеджеры и менеджеры среднего звена.
Причина применения - Новые менеджеры нуждаются в обучении и знакомстве с организационной системой; сотрудникам необходимо совершенствовать лидерские навыки.
Преимущества
- Использование собственного интеллектуального капитала организации.
- Возможности для карьерного продвижения.
- Сохранение специалистов.
- Возможность для наставников развивать других и тем самым повышать собственную квалификацию.
Недостатки
- Временные затраты наставников.
- Необходимость структуризации и контроля для достижения лучших результатов.
Стоимость (время/деньги) - Прямые затраты: нет. Косвенные затраты: временные затраты наставника (1-2 часа в месяц).
Коучинг предполагает взаимодействие руководителя и подчиненного, направленное на решение конкретных проблем, выработку определенных навыков и знаний. Участвующий в этом процессе руководитель обычно обладает дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного коучинга. Часто компании используют внешний коучинг, когда в качестве коуча выступает профессионал.
Суть наставничества во взаимодействии менее опытного сотрудника с более опытным коллегой, который в принципе может занимать должность в другом подразделении компании и обычно не обладает дополнительными специальными навыками и знаниями. Целью наставничества может быть как введение нового сотрудника в курс дела и знакомство с культурой организации, выработка необходимых навыков, так и подготовка к продвижению по службе, дополнительная мотивация и стимулирование управления карьерой. Наставничество редко бывает внешним.
Наставничество может быть формальным и неформальным. Формальное наставничество предполагает наличие проработанной программы и конкретных целей, которые могут быть определены исходя из программы развития сотрудника. Неформальное наставничество происходит через не контролируемое на организационном уровне общение наставника и ученика, когда ученик может сам выбрать наставника и преследовать свои собственные цели.
Оба метода способствуют повышению производительности и вовлеченности сотрудников в работу, наставничество особенно может быть использовано как способ дополнительной мотивации и формирования приверженности сотрудника компании.
Наставничество рассматривается как достаточно дешевый и эффективный способ решения проблемы. Тем не менее успешное применение наставничества требует от компании структурированного подхода.
Три причины неэффективности наставничества:
1. Ученик не воспринимает наставника как подходящего наставника, не видит в нем учителя.
2. Личностные характеристики наставника и ученика препятствуют эффективному взаимодействию.
3. Ограниченность во времени и восприятие наставничества как низкоприоритетной задачи.
По материалам статьи Нэнси Томас и Скотта Сэслоу