Исследователи из Кейсовского университета Западного резервного района (США) во главе с Джошуа Граббсом в 2016 году пришли к следующим умозаключениям. C тем, что миллениалы подвержены нарциссизму, согласны, кажется, все, включая их самих, хотя их представления о собственном уровне эгоцентричности отличаются от реальности, считает ученый.
В этом доктор Граббс (по возрасту сам входящий в поколение миллениалов) винит повсеместное распространение интернета и повальное увлечение соцсетями (и селфи). Благодаря всемирной паутине нарциссов просто стало легче найти – они бросаются в глаза.
Также в ходе исследования выявилась еще одна ключевая особенность: то, что некоторым кажется признаками нарциссизма, другие могут счесть за проявления индивидуализма – весьма ценного качества для современной молодежи.
Тем не менее то, что миллениалы верят в свой нарциссизм, вовсе не означает, что это правда, отмечает Граббс. Возможно, они купились на стереотип, который создали СМИ при непосредственном участии ученых. «Все началось с нас, – признается Граббс. – Именно психологи впервые заговорили об эпидемии нарциссизма». Печатные издания сделали сенсацию из выводов ученых, но не обратили внимания на последующие исследования. А они выявили, что первоначальные утверждения были раздуты, говорит Граббс.
Типичная молодежь
На днях исследователь представил результаты новой работы, в которой приняли участие 2553 человека. Она была опубликована в журнале PLOS One.
Он и его коллеги хотели сфокусировать внимание на той части дискуссии, которая была в свое время проигнорирована. В психологии уже несколько лет спорят о нарциссизме, свойственном этому поколению, но никто даже не задался вопросом, как себя чувствуют миллениалы, которых обвиняют в самолюбовании.
Команда Граббса в ходе первого раунда провела анкетирование студентов колледжей. Ученых интересовали их черты характера, стереотипы, связанные с возрастом. Также они поинтересовались мнением молодых людей о нарциссизме, якобы свойственному их поколению.
Кроме того, ученые собрали реакции студентов на различные поколенческие штампы (например, что миллениалов крайне легко обидеть). А в ходе второго раунда – записали реакции участников, когда их называли нарциссами в положительном и отрицательном контексте, а они должны были отреагировать на это с помощью эмодзи. Большинство выбрали грустные смайлики, веселые же (и индифферентные) предпочли те, кто, судя по заполненным предварительно анкетам, уже был склонен к нарциссизму.
Граббс был удивлен тем, как много миллениалов приняли этот ярлык. «Я ожидал более активного скепсиса или отрицания», – говорит он. Участники исследования ассоциировали нарциссизм с надменностью, эгоизмом и тщеславием. «И только те, кто уже был нарциссом, находили этот ярлык приемлемым, но их было довольно мало. В целом миллениалы испытывают больше гнева, сильнее расстраиваются, когда их называют нарциссами, чем другие поколения. Даже если они в какой-то мере согласны с этим, это все же их беспокоит», – считает доктор Граббс.
Без ярлыков
Если эффект от появления ярлыка есть, то, скорее всего, он негативный. Сложно оценить, насколько отношение к миллениалам хуже, чем обычно, – ведь более старшие поколения традиционно негативно относятся к младшим.
Но это не единственная проблема поколения. В январе 2019 года в журнале Personality and Social Psychology Review был опубликован метаанализ, согласно которому миллениалы обоего пола куда сильнее, чем другие поколения, одержимы перфекционизмом – настолько, что можно говорить об «эпидемии». Это, несомненно, оказывает негативные эффекты на психическое здоровье: со временем такие люди становятся более нервными и менее аккуратными и исполнительными.
Граббс надеется, что его работа как минимум заставит людей задуматься о том, что не стоит награждать ярлыками те или иные возрастные группы. «Возможно, мы станем чуть более внимательными и добрыми», – говорит он. Дальше он планирует «исследовать другую сторону медали».
«Меня по-настоящему интересует, как эти ярлыки работают в обратном направлении. Например, что миллениалы думают о поколении бэби-бумеров? Этим я и хочу заняться», – говорит доктор Граббс.