Современные полуприцепы-самосвалы и одиночные грузовики-самосвалы имеют объем кузова от 10 до 40 кубометров. Это позволяет и ускорить, и удешевить стоимость работ и перевозки грузов. В советское время работы над полуприцепами-самосвалами велись, но массовыми такие грузовики не стали, а основными перевозчиками были одиночные самосвалы с кузовами, объем которых сейчас вызывает смех.
С 1964 года ЗИЛ начинает выпускать шасси с укороченной базой для самосвалов. На базе этого шасси в Мытищах делали самосвал ММЗ-555Э - он предназначался для экспорта. В 1966 году ММЗ начинает делать самосвалы и для внутреннего рынка.
Отличались экспортный вариант и вариант для внутреннего рынка наличием/отсутствием козырька над кабиной, защищающего от повреждений крышу (экспортная версия имела козырек, версия для СССР не имела). Кузов этот имел характерную полукруглую форму, многим позднее - в 1975 году - началось производство ММЗ-4502 с кузовом прямоугольной формы.
Работали в Мытищах и над облегчением веса грузовика - был сделан экспериментальный кузов из стеклопластика. Испытания грузовик со стеклопластиковым кузовом прошел блестяще, но в серию подобный кузов не пошел - как и ряд других отечественных заводов, ММЗ столкнулся с нетехнологичностью стеклопластика. Обеспечить ещегодный выпуск десятков тысяч самосвалов с таким кузовом был не способен не только ММЗ, но и все другие заводы мировой промышленности.
ЗИЛ-ММЗ-555 имел объем кузова 3 кубометра, угол подъема составлял 50 градусов. Этого было критически недостаточно для середины 70-х, поэтому ЗИЛ-ММЗ-4502 имел объем кузова уже 5 кубометров, угол подъема при этом сохранился на уровне 50 градусов.
Кроме того, выпускал ЗИЛ и шасси ЗИЛ-130 Б, на базе которого делались автомобили для перевозки зерна - знаменитые "колхозники" с разгрузкой на любую сторону. Для сельского хозяйства было и еще одно шасси - ЗИЛ-130 Н. Это был гидрофицированный седельный тягач для прицепа-зерновоза ММЗ-812.
На базе трехосного ЗИЛ-133 был изготовлен самосвал ЗИЛ-133Д еще в 1966 году, но до производства самосвалов на этом шасси дошли только в 90-е годы.
Делал самосвалы и МАЗ. В 1958 году был изготовлен опытный образец МАЗ-503, но в серию он пошел только в 1965 году.
МАЗ-503 имел объем кузова 3,8 кубометра, но при наращенных бортах вместимость увеличивалась до 5,1 куба. В 1977 году МАЗ-503 сменил МАЗ-5549 с кузовом 5,7 кубометра.
Все ударные всесоюязные стройки велись с помощью таких крохотных самосвалов, именно ЗИЛы и МАЗы построили и Тольятти, и Набережные Челны, и ряд других городов СССР.
В том же 1977 году дошла очередь до запуска в производство самосвалов и на КамАЗе. КАМАЗ-5511 имел кузов вдвое большей вместимости, чем ЗИЛ-ММЗ-555: 6,6 кубометра, при этом угол подъема кузова был 60 градусов.
Наконец-то появилась и полноприводная версия самосвала. Кузов той же вместимости ставился на шасси с колесной формулой 6х6, но угол подъема был уменьшен до 50 градусов. Этот самосвал получил индекс КАМАЗ-44141.
Безусловно, сейчас цифры вместимости советских самосвалов вызывают улыбку, ведь нужно 5 ЗИЛ-ММЗ-555, 3 ЗИЛ-ММЗ-4502 или 2,5 КАМАЗа-5511 для того, чтобы перевезти тот же объем груза, что сейчас перевозит один самосвал-полуприцеп. Однако на тот момент системы с полуприцепами-самосвалами были несовершенными и хоть и использовались, но широкого применения не нашли.