Найти в Дзене

Как переход в другую реальность меняет наше состояние

Оглавление

Выход из реальности, сотворение реальностей, трансерфинг реальности - довольно интересные темы в эзотерике. Но что такое реальность? Что значит выйти за пределы реальности? И как творить новую реальность? Если мы не знаем её структуры, не знаем, из чего она строится, как мы сможем её спроектировать?

Я пока не вижу в эзотерических учениях ответа на эти вопросы. А в психологии и социологии вижу. В психологии есть тоже довольно интересная тема - карты реальности. Впервые я о них услышала от психолога Алексея Капранова, он же описал несколько карт реальности.

Я тоже вложила свои пять копеек и описала другие карты реальности. Если вам интересно, вы можете прочитать о них в этой статье Выход в другую реальность. Карты реальности .

Карты реальности, миры, планеты, пространства (смысловые, лингвистические, семантические, семиотические...), морфологические поля (морфические, морфогенные, морфогенетические - то, о чём говорят системные расстановщики), фреймы Ирвинга Гофмана, ролевые игры, системный анализ семейных отношений - всё это, по всей видимости, относится к одной и той же области, только описывается разными словами с разных точек зрения. Все эти разрозненные представления постепенно складываются в общую картину. Пазлы, рисуемые разными людьми, складываются в более цельные куски.

В этой статье я соединяю вместе два пазла "карты реальности" и "эмоциональный интеллект".

***

Каждой реальности или, точнее сказать, каждому представлению о реальности соответствует свой спектр душевных состояний. При переходе из одной реальности в другую происходит изменение внутреннего состояния человека. Иногда человек явственно ощущает эти изменения, а иногда их не замечает.

Что такое состояние души человека?

В книге Изарда "Психология эмоций" говорится о некоем эквиваленте душевных состояний, называемым аффективно-когнитивной структурой. Перескажу определения, взятые из книги Изарда.

***

Эмоция (базовая, дискретная). Эмоция - это сложное явление, включающее в себя нейрофизиологические, двигательные и чувственные компоненты. Взаимодействия этих компонентов порождают эмоцию. Эмоция является результатом эволюционно-биологических процессов. Переживания эмоций являются врожденными и универсальными для всех людей.

Эмоциональные паттерны. Эмоциональный паттерн - это комбинация двух или нескольких базовых эмоций, которые человек испытывает либо одновременно, либо по очереди. Паттерн эмоций побуждает человека к какому-то действию.

Драйвы. Драйв - это состояние, вызванное изменениями или нехваткой каких-то веществ в организме. Драйвы побуждают человека восполнить недостаток веществ. Наиболее распространенными драйвами являются голод, жажда, усталость. Эти драйвы цикличны. Сексуальный драйв и драйв избегания боли не цикличны. Драйв избегания боли и сексуальное влечение обладают некоторыми характеристиками эмоций.

Аффект. К аффективной сфере относят базовые эмоции, эмоциональные паттерны, физиологические драйвы, а также процессы и результаты их взаимодействия.

Интеракция <эмоция-эмоция>. Это взаимодействие одной или нескольких эмоций, при которой одна эмоция усиливает, ослабляет или подавляет другую.

Интеракция <эмоция-драйв>. Состояние, при котором эмоция усиливает, ослабляет или подавляет драйв, или драйв усиливает, ослабляет или подавляет эмоцию.

Аффективно-когнитивная структура. В этих структурах в качестве аффективного компонента выступает либо отдельная эмоция, либо комбинация эмоций (эмоциональный паттерн), а когнитивный компонент складывается из образов, представлений и символов, связанных с этими эмоциями. Аффективно-когнитивные структуры могут приобретать характер личностной черты. Такие сложные, многообразные эмоциональные явления, как тревожность, депрессия, враждебность и т.п. нужно рассматривать в терминах аффективно-когнитивных структур.

***

Изучать эмоциональные явления можно так же в терминах карт реальности. При смене карт реальности аффективно-когнитивные структуры перестраиваются: разбираются и заново пересобираются как конструктор. Базовые эмоции и драйвы, конечно же, не меняются - они заложены в нас генетически и универсальны для всех людей. Меняются представления.

Возьмем для рассмотрения базовую эмоцию гнева, хотя называть её гневом не совсем правильно. Базовые эмоции - не плохие, не хорошие, не положительные, не отрицательные, в них не заложены представления о добре и зле, они вне нравственности. Базовые эмоции - это животные оценки и реакции на происходящее, они есть и у животных с высокоразвитой нервной системой. Можно эту базовую эмоцию назвать агрессией или ещё лучше эмоцией борьбы, потому что она возникает, когда человек сталкивается с препятствием или когда на него кто-нибудь нападает и он пытается защищаться. Эта эмоция побуждает человека бороться: либо нападать, либо защищаться.

Здесь же надо заметить, что агрессию нападающего и агрессию защищающегося трудно отличить друг от друга. Когда вы видите агрессивного человека, не делайте поспешных выводов: этот человек не обязательно агрессор, он может быть жертвой, которая использует не самые лучшие методы защиты от настоящего агрессора. А настоящий агрессор - спокойный, уравновешенный, не агрессивный человек, тем не менее, он агрессор, он совершает психологическое или психическое насилие над своей жертвой. Жертва не осознаёт того, что над ней совершается насилие, но чувствует это на интуитивном (животном, эмоциональном) уровне. У жертвы возникают животные оценки происходящего - эмоция страха и эмоция агрессии или борьбы. Эмоция страха предупреждает жертву об опасности, а эмоция агрессии заставляет защищаться. Но всё это происходит неосознанно. Жертва не осознаёт своих эмоций, не осознаёт того, что этот с виду приятный человек на самом деле совсем не приятный, это абьюзер (насильник), с ним надо быть осторожнее. Не осознаёт, но интуитивно чувствует и неосознанно агрессивно защищается, не понимая, в чём причина агрессии.

Посмотрим, каковы аффективно-когнитивные структуры или душевные состояния, созданные на основе эмоции гнева / агрессии / борьбы в зависимости от того, какую карту реальности рисует человек.

Эмоция гнева / агрессии / борьбы в реальности властолюбца

В реальности властолюбца эта базовая эмоция порождает состояние враждебности. Властолюбец хочет всеми повелевать, и если кто-нибудь ему не подчиняется, он впадает в ярость, он враждебно относится к тому, кто осмелился ему не подчиниться.

Эмоция гнева / агрессии / борьбы в реальности заключённого

В реальности тюрьма, эта эмоция превращается в обиду. "Я в тюрьме, я ничего не могу сделать, я не могу постоять за себя, я не могу вырваться из тюрьмы и не имею права даже пытаться сбежать из тюрьмы - я сижу здесь заслуженно, я сделал что-то нехорошее и теперь должен за это рассчитаться, должен отстрадать." И сидит несчастный человек, молча и смиренно сносит оскорбления, потому что считает, что он их заслужил. А в душе у него копится обида, тело и душа чувствуют фальш и сообщают об этом хозяину болезненными телесными ощущениями: "Хозяин, с тобой что-то не так, тебе забивают голову ерундой! Ты чувствуешь, как тебе плохо? Чувствуешь? Ведь чувствуешь! Очнись! Разберись!"

В индуистской религии человека заставляют отрабатывать карму, мол, ты сделал что-то нехорошее в прошлых жизнях и теперь за это должен расплатиться. То, что индус не помнит, чего такого нехорошего он сделал в прошлых жизнях, не имеет значения. Брамин сказал "Отрабатывай", значит, отрабатывай. И индус несёт бремя жизни, мечтая вырваться из колеса перерождений, чтобы больше не жить, не страдать, не отрабатывать карму. Индус воспринимает земное существование как отсидку в тюрьме: "Я - преступник, отбываю срок за не понятно какое преступление." При таком представлении о жизни и жить не захочется.

Если человек живёт в реальности тюрьмы, значит, его заманипулировали чувством вины. Есть такая широко распространённая манипуляция - манипуляция на чувстве вины: "Ты сделал мне плохо, я из-за тебя страдаю, ты должен за это со мной рассчитаться. Ты мне не угодил! Ты мне должен!" или "Ты тяжко согрешил, теперь поучаствуй в наших социальных проектах, искупи свой грех". Во искупление грехов! Ещё не хватало индульгенцию продавать. Христианское вероучение противостоит этой манипуляции и формирует правильные представления о грехе, раскаянии и личной ответственности.

Особенно хорошо манипулировать совестливыми людьми: на них легко навешать деструктивное чувство вины и пользоваться их услугами без всякого стеснения.

Обидчивость и виноватость могут говорить о том, что человек живёт в реальности тюрьмы в окружении тюремщиков-манипуляторов, и также то, что он - человек совести. И гордыня здесь ни при чём. Иногда обиженного человека обвиняют в том, что он слишком гордый: не был бы гордым, не обижался бы. Это тоже манипуляция на чувстве вины: хам нагрубил человеку и обвиняет его в гордыне, то есть, оскорблённый человек должен ещё мучиться угрызениями совести из-за того, что не может справиться с грехом гордыни. Отзеркальте поведение хама: скажите ему что-нибудь неприятное и обвините его в гордыне, и посмотрите, как он будет крутиться.

Эмоция гнева / агрессии / борьбы в реальности борца

Есть ещё реальность борца, который всё время с кем-то или чем-то борется. Если на пути борца встречается препятствие или противник, что чувствует борец? Правильно. АЗАРТ!!! КУРАЖ!!! АДРЕНАЛИН!!! В этой реальности эмоция борьбы перерастает в состояние азарта. Вам знакомо это состояние? Азарт, кураж - море энергии, море кайфовых переживаний. Нет скованности. Человек, наоборот, раскрывается и выпускает наружу накопившееся напряжение. Почему люди так любят смотреть фильмы с битвами и восточными единоборствами. Они входят в реальность борца, в которой нет гнева, нет враждебности, нет обиды, нет напряжения, а есть бодрящий и зажигающий азарт.

Форумный тролль находится в этой реальности, когда вступает в словесную перепалку с незнакомыми ему людьми. Уесть собеседника, вывести его из себя: "Ага! Ты разгневался, значит, я победил, я сильнее тебя, я владею твоими чувствами, я управляю твоим состоянием, ты - в моей власти, ты - мой раб, а я - твой господин." И вот тут-то у тролля просыпается властолюбие. Как только бесстрастный боец становится властолюбцем, он переходит из реальности борца в реальность властолюбца, и эмоция борьбы порождает уже не состояние азарта, а состояние враждебности.

Обратите внимание: реальность борца и эмоция борьбы идеально подходят друг к другу даже по названию. Возможно, поэтому в реальности борца эта базовая эмоция является мощным источником энергии.

Эмоция гнева / агрессии / борьбы в реальности учителя, психолога, врача

Реальность школа, реальность учителя и психолога, отчасти и врача. Психологи считают, что жизнь - это школа, и мы всю жизнь учимся друг у друга. В этой реальности базовая эмоция борьбы формирует состояние строгости. Человек становится в позицию учителя и строго выговаривает провинившемуся ученику. Нет гнева, враждебности, обиды, азарта. А есть состояние строгого, требовательного, принципиального учителя.

Есть ещё реальность доктора Айболита. "Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит". Доктор Айболит тоже строгий, но при этом добрый и ласковый. Он мягко выговаривает больным за то, что они не соблюдали режим дня и вели нездоровый образ жизни.

Эмоция гнева / агрессии / борьбы в реальности избалованного принца и принцессы

Избалованный мальчик добивается своего, впадая в истерику, доводя окружающих истеричными воплями, пока они не сдадутся и не скажут: "Ой, ну, дайте мальчику конфетку, пусть успокоится". У избалованного человека эмоция борьбы порождает истеричные состояния.

Упал на спинку, руками и ногами засучил: "Аааа, дайте мне то, чего я хочу! Я привык получать то, что мне хочется. Накажите того человека, он мне сделал больно. Аааа! Буду долго кричать, пока не получу желаемого". Так неженка справляется с препятствиями и противниками, призывая к помощи посторонних людей и разыгрывая "треугольник Карпмана", ролевую игру с тремя ролями: жертва, злодей, спасатель. Избалованный мальчик или девочка жалуются на своих мучителей в надежде найти дураков, которые побегут их "спасать", наказывать "злодеев" и отбирать у них то, что должно принадлежать "жертве". Это срабатывает, но не всегда. Если баловню судьбы не удастся достичь желаемого, он будет стоять с рассерженным лицом. "Что, Федул, губки надул? Аль кафтан протёр?" Тоже вроде бы обида, но не такая как в реальности тюрьмы. Можно такое состояние назвать скорее не обидой, а сердитостью - он как будто успокоился, но внутри него всё клокочет от негодования. Про такого говорят "он затаил обиду". Он ещё догонит обидчика и жестоко ему отомстит.

В реальности тюрьмы обиженный человек расстроен, опечален, подавлен, но не сердит. Про такого говорят "он проглотил обиду". Догонять и мстить он не будет, он просто не захочет общаться с теми, кто его унижает, он тихо уйдёт от них, не сказав им ни слова.

Эмоция гнева / агрессии / борьбы в реальности исследователя

Исследователь - человек, изучающий этот мир, что он чувствует? Кто ставил эксперименты в лаборатории, ладно, кто отрывал лапки мухам и тараканам? Естественно, вы чувствуете интерес. Но когда исследователь встречается с препятствиями, например, оборудование не работает, он почувствует скорее раздражение, чем враждебность. Препятствия в исследовательской работе разжигают в ученом азарт. Трудности, встающие на пути, воспринимаются как интересные задачи, которые интересно решать. То есть, азарт исследователя приправлен интересом, любопытством.

Есть в исследователе что-то от борца. Реальности исследователя и борца похожи, но ценности у них разные. В реальности исследователя главная ценность - знание. В реальности борца ценностью является сама борьба как таковая, не установление справедливости или отмена крепостного права или что-нибудь в этом роде, а именно борьба. Поборолся - победил, пошёл бороться за что-нибудь другое, лишь бы побороться. Борец испытывает чистый азарт без всяких примесей. Нет примеси, например, интереса, любопытства. Нет примеси упорства, превращающего азарт в злость, в здоровую злость, не в ненависть. "Я сделаю это" - разозлился и сделал. Взял всю энергию эмоции борьбы, сконцентрировал и направил в нужное русло на исполнение какого-то дела.

А борцу не нужно ни любопытство, ни упорство, он - гладиатор на арене амфитеатра, нет у него другой цели, кроме как победить или достойно умереть: "Со щитом или на щите".

Эмоция гнева / агрессии / борьбы в реальности эпикурейца, жизнелюба

Эпикуреец - жизнерадостный человек, наслаждающийся жизнью. Он прёт к цели как слон, протаптывающий просеку в джунглях, он едет как танк, пробивая стены на своём пути. Жизнерадостность делает его настолько сильным, что он сметает все препятствия на своём пути, а некоторые препятствия не замечает. Не видит препятствий, видит цель. Если препятствие непреодолимо, ну, что ж, найдёт себе другую цель и начнёт протаптывать дорогу в другом направлении. Эмоция борьбы перерастает в состояние, которое можно назвать настойчивостью, напористостью. Этот человек будет настойчиво сопротивляться противникам, настойчиво преодолевать препятствия без всякой враждебности, даже без раздражения.

Реальность жизнелюбца легко сочетается с любыми другими реальностями.

Сочетаясь с реальностью школа, она даёт весёлого остроумного учителя, который подбадривает учеников шутками.

Когда сочетается реальность властолюбца и эпикурейца, можно увидеть человека с показным весельем, за которым прячется враждебность. Он отшутится, но за спиной человека нелицеприятно выскажется о нём. "Чего ты такая сердитая?" - скажет весело в лицо, а когда дама уйдёт, бросит ей вслед с пренебрежением, презрением или злобой: "Вот гадкая бабёнка". Для жизнелюбивого властолюбца характерна показная беспечность и грубоватый юмор. Юмор бывает с двойным дном, когда трудно определить, шутка это или оскорбление. Получается, что эти две реальности не так уж хорошо сочетаются друг с другом, если человеку приходится фальшивить, скрывать истинные чувства.

Реальность жизнелюба как ни странно сочетается даже с реальностью заключённого. У весёлого заключённого своеобразный юмор, опускающий с небес на землю, - грустный сарказм.

Получается, что все эти простейшие реальности могут складываться и взаимодействовать друг с другом.

Как написано у Изарда:

Интеракция <эмоция-эмоция>. Это взаимодействие одной или нескольких эмоций, при которой одна эмоция усиливает, ослабляет или подавляет другую.

Точно так же возможна интеракция <карта реальности-карта реальности>.

В нашем арсенале находится не одна карта реальности, а несколько - ведь правда?

Карты реальности являются составными элементами какой-то более сложной структуры. Но что это за структура, как её назвать и как описать? Наверное, это то, что мы называем мировоззрением или мировосприятием.

***

Итак. Мы получаем список соответствий карт реальности и состояний, созданных на основе эмоции борьбы:

Реальность властолюбца - враждебность, жестокость, ярость
Реальность заключенного - обида с отвержением обидчика
Реальность учителя - строгость, требовательность
Реальность борца - азарт, кураж
Реальность исследователя - азарт с интересом
Реальность инфантила - истеричность, сердитость, мстительность - обида без отвержения обидчика
Реальность жизнелюба - настойчивость, напористость, азарт

Вы можете продолжить список сами. Есть ещё и другие состояния, созданные на основе эмоции гнева, агрессии или борьбы (как хотите её, так и называйте). В вышеприведённом списке перечислены не все состояния. Каждая базовая эмоция порождает целый кластер состояний - об этом говорил Пол Экман, известный ученый, изучающий эмоции. А в книге Изарда "Психология эмоция" говорится об аффективно-когнитивных структурах, в которые входят базовые эмоции, драйвы, образы, символы и представления. Не надо ограничиваться изучением одних только простейших базовых эмоций.

***

По состояниям человека можно определить, в какой реальности он находится, и из этого вывести, какие у него убеждения, предубеждения, заблуждения. Состояния других людей чувствуют люди-эмпаты, они могут описать разнообразные переживания людей. Но есть эмпаты, которые видят, какими представлениями создаётся то или иное состояние человека, то есть, выделяют из когнитивно-аффективной структуры её когнитивую часть. Такие эмпаты могут угадывать ход мыслей другого человека - ничего мистического в этом нет. Такого человека называют проницательным.

Эмоциональные состояния человека зависят от его представлений о мире, от того, какую реальность он себе нарисовал. Как только человек перерисует реальность, тут же изменятся его эмоциональные состояния, и могут измениться настолько сильно, что произойдёт чудесное исцеление.

Как побороть свой гнев? Как стать беззлобным человеком? Поменяйте представления о мире. Человек, живущий в реальностях властолюбца и избалованного ребёнка, никогда не справится со своим гневом.

Сейчас на Западе стали популярными восточные практики. При помощи этих практик человек меняет своё внутреннее состояние. Но состояние не может измениться только из-за того, что мы расслабили мышцы и сосредоточились на дыхании. Более вероятно, что восточные учения расширяют наши представления о мире, показывают другие реальности, которые западный человек никогда не видел, и это помогает людям менять свои чувственные состояния и создавать новые.

Автор: Евгения Вазенмиллер

Иллюстрация: фотомонтаж из картины Леонардо да Винчи «Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо» и фрагментов обезьян из интернета