Найти в Дзене
машина

Гусеничные тягачи, поставлявшиеся по ленд-лизу в СССР

Недавно мы размещали обзорный пост о гусеничных тягачах и тракторах советского производства, использовавшихся Красной Армией в 1941-1945 годах (ссылку см. в конце статьи). А сегодня вспомним и об американских аналогах, воевавших бок о бок с советскими «гусянками».

Тяжелый быстроходный артиллерийский тягач Allis-Chalmers M-4. Комплектовался полузакрытой кабиной на 11 человек с металлическим каркасом, съемными брезентовыми боковинами и верхним люком для установки пулеметной турели. В задней части кузова предусмотрено грузовое отделение для размещения боеприпасов весом до 2,9 т. А всю среднюю часть кузова занимает машинное отделение с карбюраторным двигателем Waukesha (6 цилиндров; 13,3 л; 225 л.с.), сцеплением и 3-ступенчатой коробкой передач. Функцию демультипликатора в трансмиссии выполняет гидротрансформатор. Для повышения проходимости тягач снабжен лебедкой самовытаскивания с тяговым усилием 13,6 т. Масса прицепа – до 14 т. Собственный вес – 14,05 т. Средний расход топлива – 4,69 л/км по шоссе и 5,23 л/км на грунтовках. Запас топлива – 475 л. Максимальная скорость – 41,4 км/ч.

-2

Тяжелый быстроходный артиллерийский тягач Allis-Chalmers M-6. По компоновке в целом похож на модель М-4, с той лишь разницей, что таких же карбюраторных моторов Waukesha у него уже две штуки (2х225=450 л.с.). Соотвтетственно, тягач М-6 вдвое тяжелее, но на четверть тихоходнее, чем тягач М-4. Полузакрытая бескапотная кабина вмещает 10 человек, а грузоподъемность платформы для размещения боеприпасов в задней части кузова увеличена до 6,8 т. Тяговое усилие лебедки самовытаскивания – 27,2 т. Масса прицепа – до 25 т. Собственный вес – 27,2 т. Средний расход топлива поистине чудовищный: 9 л/км по шоссе и 10,5 л/км на грунтовках. Еще раз, внимательно: 1050 л/100 км!!! Запас топлива – 1135 л. Максимальная скорость – 32,2 км/ч.

-3

Средний артиллерийский тягач International M-5 – пожалуй, был самой скоростной машиной в войсках среди себе подобных: благодаря очень мощному карбюраторному двигателю Continental R-6573 (6 цилиндров; 9,4 л; 235 л.с.) он мог разгоняться до 56 км/ч, почти не уступая колесным автомобилям. Комплектовался открытой бескапотной кабиной со съемным брезентовым верхом на 9 человек. Платформа для боеприпасов весом до 2 т расположена в задней части тягача. Трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач и 2-ступенчатый демультипликатор. Тяговое усилие лебедки – 6,7 т. Масса прицепа – до 8 т. Собственный вес – 10,72 т. Средний расход топлива – 2,5 л/км по шоссе и 2,9 л/км на грунтовках. Запас топлива – 380 л. Снабжен электрическим выводом для управления механическими тормозами прицепов. Поставки в РККА - 172 шт.

-4

Средний сельскохозяйственный трактор Caterpillar D-6, приспособленный для нужд армии путем переделки трансмиссии для повышения максимальной скорости. Комплектовался открытой кабиной на 3 человек. Двигатель – четырехтактный дизель Caterpillar OWN D-6 (6 цилиндров; 7,69 л; 75 л.с.). Коробка передач – 5-ступенчатая с реверсом. Снабжен лебедкой, смонтированной в передней части рамы. Масса прицепа – до 10 т. Собственный вес – 9,7 т. Средний расход топлива – 1,4 л/км по шоссе и 1,7 л/км на грунтовках. Запас топлива – 300 л. Максимальная скорость – 17,75 км/ч. Поставки в РККА - 296 шт.

-5

Тяжелый сельскохозяйственный трактор Caterpillar D-7, приспособленный для нужд армии путем переделки трансмиссии для повышения максимальной скорости. Комплектовался открытой кабиной на 4 человек. Двигатель – четырехтактный дизель Caterpillar OWN D-7 (4 цилиндра; 13,6 л; 110 л.с.). Коробка передач – 5-ступенчатая с реверсом. Снабжен лебедкой, смонтированной в передней части рамы. Масса прицепа – до 14 т. Собственный вес – 13,5 т. Средний расход топлива – 2,2 л/км по шоссе и 2,7 л/км на грунтовках. Запас топлива – 472 л. Максимальная скорость – 17,4 км/ч. Снабжен электрическим выводом для управления механическими тормозами прицепов. Поставки в РККА - 243 шт.

-6

Средний сельскохозяйственный трактор Allis-Chalmers HD-7-W, приспособленный для нужд армии путем переделки трансмиссии для повышения максимальной скорости. Комплектовался открытой кабиной на 2 человек. Двигатель – двухтактный GM Diesel (3 цилиндра; 3,49 л; 82,5 л.с.). Коробка передач – 4-ступенчатая с реверсом. Снабжен лебедкой с тяговым усилием 15,4 т. Масса прицепа – до 8 т. Собственный вес – 7,3 т. Средний расход топлива – 1,9 л/км по шоссе и 2,3 л/км на грунтовках. Запас топлива – 450 л. Максимальная скорость – 13,36 км/ч. Поставки в РККА - 2106 шт.

-7

Тяжелый сельскохозяйственный трактор Allis-Chalmers HD-10-W, приспособленный для нужд армии путем переделки трансмиссии для повышения максимальной скорости. Комплектовался открытой кабиной на 2 человек. Двигатель – двухтактный GM Diesel (4 цилиндра; 4,65 л; 110 л.с.). Коробка передач – 3-ступенчатая с реверсом. Снабжен лебедкой с тяговым усилием 21 т. Масса прицепа – до 14 т. Собственный вес – 11,5 т. Средний расход топлива – 2,7 л/км по шоссе и 3,2 л/км на грунтовках. Запас топлива – 600 л. Максимальная скорость – 12,6 км/ч. Поставки в РККА - 413 шт.

-8

Средний сельскохозяйственный трактор International TD-14, приспособленный для нужд армии путем переделки трансмиссии для повышения максимальной скорости. Комплектовался открытой кабиной на 2 человек. Двигатель – четырехтактный дизель International Harvester (4 цилиндра; 7,47 л; 70 л.с.). Снабжен устройством для снижения степени сжатия при запуске. Коробка передач – 3-ступенчатая. Мультипликатор – 2-ступенчатый. Снабжен лебедкой с тяговым усилием 15,4 т. Масса прицепа – до 10 т. Собственный вес – 9,6 т. Средний расход топлива – 2 л/км по шоссе и 2,3 л/км на грунтовках. Запас топлива – 340 л. Максимальная скорость – 13,7 км/ч. Поставки в РККА - 246 шт.

-9

Тяжелый сельскохозяйственный трактор International TD-18, приспособленный для нужд армии путем переделки трансмиссии для повышения максимальной скорости. Комплектовался открытой кабиной на 3 человек. Двигатель – четырехтактный дизель International Harvester (6 цилиндров; 11,15 л; 100 л.с.). Снабжен устройством для снижения степени сжатия при запуске. Коробка передач – 3-ступенчатая. Мультипликатор – 2-ступенчатый. Снабжен лебедкой с тяговым усилием 21 т. Масса прицепа – до 14 т. Собственный вес – 13,2 т. Средний расход топлива – 2,7 л/км по шоссе и 3,15 л/км на грунтовках. Запас топлива – 454 л. Максимальная скорость – 15 км/ч. Поставки в РККА - 494 шт.

В качестве бонуса – еще пара полугусеничных бронетранспортеров, также поставлявшихся в СССР по ленд-лизу вместе с гусеничными машинами.

-10

Бронированный транспортер International М-5-А1 для буксировки артсистем, переброски десанта и разведки. Вооружен пушкой и пулеметом. Кузов рассчитан на размещение 2 человек в кабине и 11 человек на лавках в грузовой платформе (либо 1500 кг груза). Двигатель – карбюраторный International MRD (6 цилиндров; 141 л.с.). Коробка передач – 4-ступенчатая. Раздаточная коробка – 2-ступенчатая, распределяет крутящий момент на гусеничный движитель и управляемый передний мост. Снабжен лебедкой с тяговым усилием 4,5 т либо буферным барабаном в передней части рамы для облегчения проезда препятствий. Масса прицепа – до 3,5 т. Собственный вес – 7,4 т. Средний расход топлива – 0,76 л/км по шоссе и 1,2 л/км на грунтовках. Скорость – 67 км/ч. Поставки в РККА – 421 шт.

-11

Бронированный транспортер М-2 для буксировки артсистем, переброски десанта и разведки. Выпускался компаниями Autocar и White. Вооружен двумя пулеметами. Кузов рассчитан на размещение 10 человек (либо 2 чел. + 1600 кг груза). Двигатель – карбюраторный White 160AХ (6 цилиндров; 6,33 л; 147 л.с.). Коробка передач – 4-ступенчатая. Раздаточная коробка – 2-ступенчатая, распределяет крутящий момент на гусеничный движитель и управляемый передний мост. Снабжен лебедкой с тяговым усилием 4,5 т либо буферным барабаном в передней части рамы для облегчения проезда препятствий. Масса прицепа – до 3,5 т. Собственный вес – 6,49 т. Средний расход топлива – 0,7 л/км по шоссе и 1,2 л/км на грунтовках. Запас топлива – 220 л. Максимальная скорость – 70 км/ч. Поставки в РККА – 342 шт. + 118 модернизированных М-2-А1.

Первую часть статьи о советских гусеничных тягачах и тракторах смотрите ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!