Если посмотреть на старые фотографии Таганрога, можно заметить, что на воротах в Городской Сад (парк Горького) после реконструкции появились шары:
Зачем это было сделано? Историческая справедливость? Творческий порыв реставраторов? Какой в этом был смысл?
Мы уже дважды обращались к этим воротам: сокрушались о испорченной ограде и исследовали историю. Но про эту модификацию речь не заходила.
Что бы разобраться, начнем с момента постройки ворот в 1935 году:
Возможно, что планировали постройку еще до революции, а может Таганрогу повезло с архитектором — арка очень удачно вписалась в построенную ранее входную группу:
Композиция входной группы основана на общности вертикальных линий: фрагменты арки, фонари по бокам и колонны, ограничивающие ограду, формируют единый ансамбль:
Для сравнения, посмотрим на вторые ворота (не сохранились). Они существенно отличались по композиции: узкая и высокая арка и уходящие вниз объекты по бокам концентрируют внимание на воротах:
Но у нас совсем другой расклад. Ворота более широкие, фонари вместо вазонов растягивают перспективу, формируя широкое пространство.
Эта изначальная композиция чудо как хороша:
В таком виде ворота переживают сталинский террор и немецко-фашистских оккупантов. Утрачиваются вазы да и только, существенных потерь нет.
А вот в послевоенное время допускаются две далеко идущие ошибки:
Во-первых, поверх кованной ограды пускают стальную трубу с кольями (что бы граждане не лазали в парк в неурочное время), а саму ограду начинают красить в черный цвет:
Во-вторых, на фонарях добавляют по еще одному плафону сверху:
Черная ограда исчезает на фоне зелени, а светильники оттягивают внимание и несколько ломают композицию:
В момент этих изменений они не играют существенной роли. Перед аркой установлен памятник Ленину, который однозначно является центром композиции. На его фоне арка не так важна: она лишь фон.
Но Ленина в конце концов убирают (когда открывается новый памятник на Октябрьской площади). Но к этому моменту понимание композиции входной группы уже утрачено. Убита аккуратность ограды, пришла очередь фонарей. К ним попросту приваривают стальные трубки и ставятся новые плафоны:
Тонкий протянутый сверху вниз фонарь как продолжение колонны перестает существовать, теперь на его месте раскидистое дерево.
Ну а сломанную композицию ничто не мешает дополнить зданием касс (построили их не ранее 1971 года):
С этого момента оригинальная композиция перестает существовать окончательно.
В таком виде ворота стоят все время советской власти.
К трехсотлетию города арку восстанавливают. Работы ведет ленивый, но толковый специалист (не известен) — он замечает, что композиция не собрана, но ленится посмотреть, как было сделано изначально.
Вместо приведения фонарей в должный вид, он добавляет сверху арки шары — это связывает композицию в единое целое.
Изначально однотонная, арка приятно смотрится в большой композиции (где есть много белого: ограда и плафоны фонарей). Но в новой композиции однотонность ворот уже не радует глаз — поэтому её начинают красить как мы привыкли сейчас, в два цвета.
Сравним изначальный вариант и современное решение:
И современность:
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок прост: шары нужны, что бы исправить композиционную ошибку, допущенную в прошлом.
Удивительно, что для восстановления изначальной задумки требуется не так много труда и финансов. Нужно:
- восстановить оригинальные фонари;
- убрать будку касс в глубину парка (и киоски с Петровской);
- восстановить секцию ограды (вместо которой стоит будка);
- окрасить ограду в белый цвет и срезать добавленную поверху трубу;
- убрать с арки шары и заборчик, окрасить арку одним цветом.
- заняться ландшафтным дизайном.
Но увы, у нас в городе главного (да хоть какого бы!) архитектора нет и не ожидается.
Просто посмотрите как восстановлен ордер у колонн тут, и все мечты станут пылью:
Все ж это лучше, чем ничего, верно?
(нет не лучше)
Вот уровень понимания жителями архитектуры, вот уровень краеведения на одном фото: