Найти тему

Арка Городского Сада

Если посмотреть на старые фотографии Таганрога, можно заметить, что на воротах в Городской Сад (парк Горького) после реконструкции появились шары:

Коллаж было-стало взятый  в сети. Справа вверху арки видно шар, которого не было в изначальной версии ворот.
Коллаж было-стало взятый в сети. Справа вверху арки видно шар, которого не было в изначальной версии ворот.

Зачем это было сделано? Историческая справедливость? Творческий порыв реставраторов? Какой в этом был смысл?

Мы уже дважды обращались к этим воротам: сокрушались о испорченной ограде и исследовали историю. Но про эту модификацию речь не заходила.

Что бы разобраться, начнем с момента постройки ворот в 1935 году:

 Ворота Городского Сада.  Фото 1935 года.
Ворота Городского Сада. Фото 1935 года.

Возможно, что планировали постройку еще до революции, а может Таганрогу повезло с архитектором — арка очень удачно вписалась в построенную ранее входную группу:

Открытка времен Империи. Вход в Городской Сад до постройки арки в 1935 году.
Открытка времен Империи. Вход в Городской Сад до постройки арки в 1935 году.

Композиция входной группы основана на общности вертикальных линий: фрагменты арки, фонари по бокам и колонны, ограничивающие ограду, формируют единый ансамбль:

Лучше нарисовать не вышло, надеюсь замысел будет понят.
Лучше нарисовать не вышло, надеюсь замысел будет понят.

Для сравнения, посмотрим на вторые ворота (не сохранились). Они существенно отличались по композиции: узкая и высокая арка и уходящие вниз объекты по бокам концентрируют внимание на воротах:

Более тонкие, собранные ворота  скомпонованы совсем иначе. Вазы вместо светильников позволяют замкнуть внимание на арке.
Более тонкие, собранные ворота скомпонованы совсем иначе. Вазы вместо светильников позволяют замкнуть внимание на арке.

Но у нас совсем другой расклад. Ворота более широкие, фонари вместо вазонов растягивают перспективу, формируя широкое пространство.

Эта изначальная композиция чудо как хороша:

Реконструкция внешнего вида входной группы.
Реконструкция внешнего вида входной группы.

В таком виде ворота переживают сталинский террор и немецко-фашистских оккупантов. Утрачиваются вазы да и только, существенных потерь нет.

А вот в послевоенное время допускаются две далеко идущие ошибки:

Во-первых, поверх кованной ограды пускают стальную трубу с кольями (что бы граждане не лазали в парк в неурочное время), а саму ограду начинают красить в черный цвет:

Фото 1960-х.  Видно добавленную горизонтальную трубу вдоль всей ограды.
Фото 1960-х. Видно добавленную горизонтальную трубу вдоль всей ограды.

Во-вторых, на фонарях добавляют по еще одному плафону сверху:

Фото 1967 года.  Видно добавленный плафон и  горизонтальную полосу ограды.
Фото 1967 года. Видно добавленный плафон и горизонтальную полосу ограды.

Черная ограда исчезает на фоне зелени, а светильники оттягивают внимание и несколько ломают композицию:

Иллюстрация по состоянию на конец шестидесятых.  Добавлены дополнительные плафоны, ограда окрашена в черный и ограничена сверху прутом.
Иллюстрация по состоянию на конец шестидесятых. Добавлены дополнительные плафоны, ограда окрашена в черный и ограничена сверху прутом.

В момент этих изменений они не играют существенной роли. Перед аркой установлен памятник Ленину, который однозначно является центром композиции. На его фоне арка не так важна: она лишь фон.

Но Ленина в конце концов убирают (когда открывается новый памятник на Октябрьской площади). Но к этому моменту понимание композиции входной группы уже утрачено. Убита аккуратность ограды, пришла очередь фонарей. К ним попросту приваривают стальные трубки и ставятся новые плафоны:

Слева фрагмент фото 1935 года, справа — современное состояние.
Слева фрагмент фото 1935 года, справа — современное состояние.

Тонкий протянутый сверху вниз фонарь как продолжение колонны перестает существовать, теперь на его месте раскидистое дерево.

Ну а сломанную композицию ничто не мешает дополнить зданием касс (построили их не ранее 1971 года):

Входная группа после замены светильников и добавления касс.
Входная группа после замены светильников и добавления касс.

С этого момента оригинальная композиция перестает существовать окончательно.

В таком виде ворота стоят все время советской власти.

К трехсотлетию города арку восстанавливают. Работы ведет ленивый, но толковый специалист (не известен) — он замечает, что композиция не собрана, но ленится посмотреть, как было сделано изначально.

Вместо приведения фонарей в должный вид, он добавляет сверху арки шары — это связывает композицию в единое целое.

Изначально однотонная, арка приятно смотрится в большой композиции (где есть много белого: ограда и плафоны фонарей). Но в новой композиции однотонность ворот уже не радует глаз — поэтому её начинают красить как мы привыкли сейчас, в два цвета.

Сравним изначальный вариант и современное решение:

Главный вход в Городской Сад
Главный вход в Городской Сад

И современность:

Центральный вход в ПКиО им. М. Горького
Центральный вход в ПКиО им. М. Горького

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок прост: шары нужны, что бы исправить композиционную ошибку, допущенную в прошлом.

Удивительно, что для восстановления изначальной задумки требуется не так много труда и финансов. Нужно:

  • восстановить оригинальные фонари;
  • убрать будку касс в глубину парка (и киоски с Петровской);
  • восстановить секцию ограды (вместо которой стоит будка);
  • окрасить ограду в белый цвет и срезать добавленную поверху трубу;
  • убрать с арки шары и заборчик, окрасить арку одним цветом.
  • заняться ландшафтным дизайном.

Но увы, у нас в городе главного (да хоть какого бы!) архитектора нет и не ожидается.

Просто посмотрите как восстановлен ордер у колонн тут, и все мечты станут пылью:

Две такие колонны замыкают композицию входной группы парка.    Сверху видна убогость реставрации.
Две такие колонны замыкают композицию входной группы парка. Сверху видна убогость реставрации.

Все ж это лучше, чем ничего, верно?

-15

(нет не лучше)

Вот уровень понимания жителями архитектуры, вот уровень краеведения на одном фото:

Иллюстрация из книги Киричек о Городском Саде.  Видно, что арка ворот выдернута и выделена как самостоятельный элемент.
Иллюстрация из книги Киричек о Городском Саде. Видно, что арка ворот выдернута и выделена как самостоятельный элемент.