Думаю, что ни для кого не секрет, что советские автомобили были популярны не только на территории СССР, но и за его пределами. Точную дату начала "экспортной компании" назвать трудно, но известно, что ещё до начала Великой Отечественной войны — например, на вооружении Литвы стояли ЗИС-6. Именно с грузовиком и начался масштабный экспорт.
Несмотря на то, что многие считали автомобили производства СССР, Польши, ГДР, Румынии и прочих стран-союзниц СЭВ весьма посредственными (малая мощность ДВС, ненадежность, общее качество сборки), для большинства простых людей это была возможность стать чуточку независимее и приобрести хоть недорогой, но свой автомобиль.
Журнал Autocar из Великобритании - LADA RIVA (для нас более привычная ВАЗ 2105).
В основе этого автомобиля большая часть видела черты того самого FIAT 124, с которого и началась история ВАЗа. Но, конечно, это был не тот FIAT, а более усовершенствованная модель, которая прошла ни один этап доработок. Так, например, для повышения надежности и мощности ДВС цепь была заменена на ремень ГРМ и более легкой алюминиевой клапанной крышкой.
Да и к тому же, базовая комплектация впечатляла: регулировка боковых зеркал через рычажок в салоне, обогрев заднего стекла, корректор фар, велюровый салон и набор автомобилиста на 21 предмет. Но RIVA не была лишена недостатков, таких как: трудности переключения КПП, качество сборки. Несмотря на все плюсы и минусы, решающую роль все-таки играла стоимость в 3,200 фунтов.
Журнал Svět Motorů из Чехословакии - ГАЗ 24.
Хоть ГАЗ 24 начали производить с 1966 года, в руки к чехословацким журналистам машина попала только в 1972 году. Опыт почти 4000 км. показал как преимущества Волги, так и ошибки, над которыми стоит поработать. Самая большая ошибка касается пассивной безопасности — так, например, замок зажигания, в случае ДТП, придётся Вам непосредственно в колено. Впервые сев за руль, и начав движение, первое с чем Вы столкнетесь — габариты автомобиля. Волга была шире большинства европейских автомобилей более чем на 20 см!
Про надежность автомобиля при таком пробеге - сказать трудно. Был лишь отмечен достаточно быстрый прогрев в холодное время и общая масса автомобиля (от 1,320 до 1,800 кг.), которая заставляла забыть о динамическом стиле вождения. Подобные характеристики позволяла задуматься об обновлении таксопарков и социалистических ячеек.
Журнал Der Spiegel из ФРГ - ВАЗ 2101.
С учетом того, что ВАЗ 2101 - это адаптированная под русские особенности версия FIAT 124, то некоторая часть характеристик, таких как кузов и шасси, были схожи.
Сначала, увеличили клиренс с 164 до 175 мм; задние тормоза были заменены с ненадежных в российских реалиях дисковых на барабанные; распределительный вал перенесли наверх ДВС; увеличили диаметр цилиндров с 73 до 76 мм. Конечно, преимуществом на автомобильном рынке ФРГ была цена в 7,700 марок (в переводе примерно 2,291 рубль, когда в СССР та же Копейка стоила около 5,500 рублей). Но, даже несмотря на всё это, немцы встретили её прохладно.