Найти тему
Живопись

Художник Петр Заболотский: портреты из прошлого

Оглавление
Произнесите фамилию художника Петра Ефимовича Заболотского в компании искусствоведов-профессионалов, и первым же делом услышите: «А как же, знакомое имя. Это тот самый автор портретов великого Лермонтова!»
"Михаил Юрьевич Лермонтов", 1837, ГТГ
"Михаил Юрьевич Лермонтов", 1837, ГТГ

Как, скажите на милость, дорогой читатель, нам самим избежать этого клише? Пожалуй, не получится. Ибо во-первых, портреты Михаила Юрьевича, выполненные рукою Петра Ефимовича, действительно уникальны. Хотя бы потому, что в отличии от многих своих современников, Лермонтов позировал живописцам крайне нечасто. Что моментально возводит труды героя нашей статьи в ранг безоговорочной историко-культурной ценности национального достояния. Ах да: ещё гений русской поэзии и прозы брал у Заболотского уроки рисования. Кому же, как не вдумчивому и наблюдательному наставнику, вполне проникнувшись характером, мимикой и пластикой своего ученика, суметь перенести не только физический облик, но и метафизику его души, отражающуюся в глубоких умных глазах?

"Девушка с папиросой", 1830,  Екатеринбургский художественный музей
"Девушка с папиросой", 1830, Екатеринбургский художественный музей
"Тихвинский городской голова", 1848, ГТГ
"Тихвинский городской голова", 1848, ГТГ
Ну а во-вторых, сам Заболотский — безо всякого преувеличения уникум портретного жанра. Он — результат синергии наследия таких великих предшественников как Венецианов и Тропинин, чьё влияние стало фундаментом его собственного авторского стиля.

Но лишь благодаря собственному прилежанию и колоссальному природному дарованию он смог воплотить в своих работах всё то лучшее, чем обогатили отечественной искусство поименованные выше мастера. Здесь, пожалуй, уместна аналогия с каким-нибудь уникальным музыкальным инструментом, переходящим из поколения в поколения в руки самых блистательных музыкантов эпохи, и обретающей уникальное звучание, когда, наконец, оказывается в достойных его руках.

"Портрет Н. В. Евреиновой", 1840, Ульяновский художественный музей
"Портрет Н. В. Евреиновой", 1840, Ульяновский художественный музей
"Мужской портрет", 1827, Тверская картинная галерея
"Мужской портрет", 1827, Тверская картинная галерея

Неудивительно, что в 1857-м году герой нашей статьи был удостоен высокого звания академика. Сегодня его полотна представлены в престижнейших государственных и частных собраниях живописи как в России, так и за рубежом. Существует ли более беспристрастная и верная оценка таланта живописца? Пожалуй, нет.

"Портрет молодой женщины в черном платье", 1830
"Портрет молодой женщины в черном платье", 1830
"Портрет графа Ксавье де Местра", 1840, Воронцовский дворец, Алупка
"Портрет графа Ксавье де Местра", 1840, Воронцовский дворец, Алупка

Творческий путь мастера был долог и тернист. Уж простите за такую банальную формулировку. А как ещё прикажете характеризовать хотя бы тот факт, что родители — мещане — были категорически против его детского увлечения кистью и красками, а полученное им образование не давало возможности даже более-менее грамотно составить прошение о зачислении в художественное училище?

"Николай Алексеевич Томилов",  1837,
"Николай Алексеевич Томилов", 1837,
"Мальчик с балалайкой", 1835
"Мальчик с балалайкой", 1835

Так бы и сгинуть юному дарованию в безвестности, трудясь то разносчиком-галантерейщиком, то мелким приказчиком, если бы не судьбоносное вмешательство А.Р. Томилова, этого «доброго гения» множества одарённейших, но бедных и
(/или) неродовитых живописцев эпохи. Тот вовремя
разглядел в ранних работах Заболотского огромный потенциал и помог оформиться вольноприходящим слушателем при Академии художеств. А затем, ввиду безупречной старательности и редкой мастеровитости своего подопечного — способствовать полноценному прохождению профильного обучения.

"Вид Старой Ладоги", 1833, ГРМ
"Вид Старой Ладоги", 1833, ГРМ
"После жатвы", 1822, ГРМ
"После жатвы", 1822, ГРМ

В его работах столько чистой энергии, столько «венецианской» выразительности! И в то же время, как писала критика: «Ему свойственны...свободный колорит и непринуждённая кисть». Эти «два в одном» и создают эффект безыскусной торжественности его портретов и элегантного изящества жанровых сцен. Следует отметить, что наш герой обожал писать портреты простых людей. Здесь над ним не давлели каноны «парадного» изображения; на таких полотнах его остроумная наблюдательность и концентрация на характере модели имели все шансы проявиться на полотне, не будучи «подмяты» под себя границами официоза. И потому мы, скромные авторы канала «Живопись», берём на себя смелость обратить Ваше внимание именно на ранние, «доконъюнктурные» творения Петра Ефимовича, а также те из его творений, которые он писал скорее во имя собственной музы, нежели прибыльного заказа. Впрочем, на то он и талант, чтобы суметь и в раззолочённые рамки «придворных» портретов вдохнуть жизнь, осмысленность и гармонию.

"Мальчик с птичкой"
"Мальчик с птичкой"

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи, нажмите и читайте:

Художник Корзухин Алексей Иванович: вся широта русской души

Художник Иван Лаврентьевич Горохов: русский реализм

Художник Юрий Кротов: мастер, ведущий за собой