Помните, как Voyager в 1980-х спас Chrysler, став одной из опор для выхода из затяжного кризиса? Точно так же ГАЗель помогла ГАЗу выжить в непростых 1990-х и уверенно встать на ноги, даже отказавшись от производства легковых автомобилей.
Знаменитой российской "полуторке" исполнилось 25 лет: первый автомобиль сошел с конвейера Горьковского автомобильного завода 20 июля 1994 года. Чем не повод вспомнить основные вехи истории модели, наиболее интересные экземпляры, а заодно и ближайших "родственников"?
Считается, что разработка модели началась в конце 1980-х. Работой над подобными машинами в те годы занимались Ульяновский и Брянский автозаводы, у которых имелись свои наработки - УАЗ-3727 и БАЗ-3778. Да и в Азербайджане Кировобадский автомобильный завод разрабатывал аналогичный КиАЗ-3727. Но в итоге довести дело до серийного выпуска получилось только у ГАЗа.
Ну а главное - ГАЗель появилась очень вовремя, в разгар рыночных отношений, когда бывшим советским предприятиям требовалось переосмыслить производственные подходы и выпускать то, что было нужно потребителю. Последний тоже сильно изменился: если раньше коммерческая техника производилась исключительно для госпредприятий и армии, то теперь клиентом становился частник. Ему не были нужны "избыточные" и "прожорливые" ГАЗ-66 или ГАЗ-53. А более легкие РАФы и УАЗы-"буханки" уже не дотягивали по части грузоподъемности и просто морально и технически устарели.
ГАЗель вышла на рынок с 1,5-тонным грузовичком ГАЗ-3302. Одинарная кабина, грузовая платформа (если надо - с тентом). Со временем число модификаций увеличивалось: появилась двухрядная кабина, различные варианты исполнения грузовой платформы. Но именно на долю бортовых грузовиков и шасси в итоге пришлось больше всего продаж.
Спустя год, в 1995-м, началось производство ГАЗ-2705. Цельнометаллический фургон, доступный в грузовом и грузопассажирском исполнениях, стал российским ответом на аналогичные модели иностранного производства, притом что его стоимость была в разы ниже. Впрочем, белорусские коммерсанты все равно предпочитали сильно подержанные иномарки…
А в 1996-м появились и микроавтобусы - представители семейства ГАЗ-3221. Более вместительные, нежели РАФы и тем более "буханки", более экономичные, чем ПАЗы и КАвЗы, эти машины также стремительно захватывали ранее пустовавшие рыночные ниши.
Добавим к этому новые версии и спецавтомобили для нужд медицины, спасателей, силовых структур. "Скорая" 1990-2000-х - это более чем в 80% случаев ГАЗель!
Неудивительно, что вскоре годовой выпуск ГАЗелей достиг 125 тыс. автомобилей, притом что в первый год было собрано 13,3 тыс. бортовых грузовиков.
Но в определенном смысле история "бери что дают", известная по временам советского дефицита, повторилась. Да, число модификаций росло, но качество и надежность ГАЗелей, особенно в 1990-х, оставляли желать лучшего.
Отчасти это можно было объяснить уровнем комплектующих. Но были и конструктивные недочеты. Последнее можно связать как с чисто техническими ограничениями (какие вообще узлы и технологии были в распоряжении создателей на момент конструирования), так и тем, что автомобили данного класса были для российского автопрома в новинку - здесь без "детских болезней" не обойтись.
Так, вплоть до 2003 года ГАЗели оснащали карбюраторным двигателем ЗМЗ-402. Если на легковой "Волге" его силенок еще кое-как хватало, то на грузовичке ему приходилось тяжело, особенно если грузить автомобиль по полной. Причем "по полной" - это не тонна и даже не полторы, а добрых 2-3, что для многих автомобилей такого класса норма в нашем регионе! А как еще перевезти кучу груза с "правами" категории "В", а также без традиционных ограничений и платных дорог для грузовиков?
Подвеска и рама "сдавались" через пару лет такой эксплуатации, но что их жалеть, если еще через несколько лет сгнивал кузов? А вот мотор так долго не терпел. Перегрев по лету - обычное дело! Рукастые "частники" колдовали с системой охлаждения, остальные просто ездили с чуть приоткрытым капотом. Кто-то убирал из системы охлаждения термостат, ну а зимой ГАЗели были "украшены" картонкой перед радиаторной решеткой…
Часть вопросов была снята с установкой более современного двигателя ЗМЗ-406, который был и экономичнее, и надежнее, и уже не так "доставал" перегревами (хотя вопросы по части эффективности системы охлаждения оставались).
А в 2003 году семейство пережило первое обновление. Рестайлинг с каплевидными фарами придал ГАЗели более современный внешний вид. Даже последующие модернизации на дизайне сказывались в меньшей степени.
Попутно автомобиль получил новую панель с усовершенствованной системой обдува и вентиляции. Ведь со старой была беда: эффективности зимой не хватало, а летом в кабине стояла адская жара (не забываем про перегревы и необходимость помогать двигателю, подавая в салон горячий воздух).
Среди специальных модификаций ГАЗели была и версия для работы в качестве маршрутного такси. Микроавтобус имел увеличенную высоту кузова, специальное исполнение салона, дополнительный отопитель для пассажиров
Курьезная страница истории - "ГАЗель-Эконом", увидевшая свет в 2008 году. Завод предпринял попытку предложить сверхбюджетный вариант грузовика, лишив его таких опций, как ABS и усилитель руля, поставив дешевую оптику и установив вместо обивки задней части кабины простенькую "фанеру". Покупатели не оценили…
Ну а самый качественный шаг вперед ГАЗель совершила в 2010-м, когда получила в названии приставку "Бизнес". Внешне автомобиль изменился не сильно, но интерьер стал лучше, появилась новая приборная панель и другие приятные мелочи. Ну а главное - был предпринят целый ряд мер, призванных улучшить качество и надежность автомобилей.
Работая над модернизацией автомобиля, конструкторы внимательно изучили статистику отказов, прислушались к отзывам пользователей (для этого были организованы специальные опросы!) и внесли в конструкцию 20 конструктивных изменений и более 130 технологических, применив импортные комплектующие уровня ZF и Bosch, тем самым улучшив потребительские качества модели и увеличив межсервисный интервал с 10 до 15 тыс. км, а гарантию - с 60 до 80 тыс. км. Ничего не напоминает?
Да-да, в те годы ГАЗом руководил эффективный управленец Бу Андерссон!
В 2013 году на рынок вышла совершенно новая "ГАЗель Next". Но это уже совершенно другая модель, которая, кстати, не отправила на покой прежнее поколение.
Оригинальная ГАЗель по-прежнему востребована просто в силу того, что она гораздо дешевле новой модели. Добавим к этому ремонтопригодность и распространенность материально-технической базы.
Найти запчасти для обычной ГАЗели и пересыпать на коленке ее бензиновый мотор можно в любом небольшом городе. В отличие от более современной "ГАЗели Next" с дизельным двигателем Cummins.
"Родственнички"
Младший "брат" ГАЗели - "Соболь". Более компактный и легкий, с односкатными колесами, а версия "Баргузин" - еще и с низкой крышей.
Семейство также получилось очень популярным у тех, кому не нужны габариты и грузовые возможности ГАЗели. В числе таковых оказались и обычные автолюбители, которые использовали "Соболь" в качестве просторного семейного минивэна.
К моменту появления "Соболя" в 1998 году РАФ прекратил выпуск своих микроавтобусов, а более-менее близких соперников в сегменте недорогих моделей уже не было. Не считать же за таковые уазовские "буханки"!
Кстати, в конце 1990-х ГАЗ предпринял наступление на "внедорожный" сегмент, предложив полноприводные версии для ГАЗели и "Соболя". Обе имеют настоящий полный привод с понижающей передачей и блокировкой дифференциала. Единственное но - крестовины в приводах колес вместо более привычных внешних ШРУСов!
Ну а старший "брат" ГАЗели - среднетоннажный ГАЗ-3310 "Валдай". Впрочем, все обращают внимание на внешнее сходство из-за общей с ГАЗелью кабины, но класс техники другой, грузоподъемность выше, двигатели тоже иные. В общем, самостоятельная модель, имеющая с ГАЗелью не так уж много общих деталей.
Иван КРИШКЕВИЧ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY
Материалы по теме:
МАЗ и рынок грузовиков в России движутся в разные стороны
Цель - миллиард долларов. Беларусь показала, какую технику может предложить Узбекистану. Фоторепортаж с выставки