Система Платон (сокращенно от «Плата за тонны») разработана для взимания платы с большегрузного транспорта, чья масса превышает 12 тонн. С 2015 года такие грузовые автомобили при движении по трассам федерального значения облагаются специальным фискальным сбором. Средства, полученные в результате этого нововведения, поступают в федеральный бюджет и расходуются на ремонт дорожного полотна.
Как внедряли систему Платон
Решение о необходимости сбора денежных средств с многотонных автомобилей возникло по причине повышенного воздействия их на дорожное полотно. Грузовики с массой свыше 12 тонн наносят больший ущерб асфальтному покрытию, чем легковые машины. При этом, согласно законодательству РФ, транспортный налог не учитывает этой разницы, основная часть средств на ремонты дорог поступала в бюджет из кошелька владельцев легкового транспорта.
Создатели Платона заявляют, что аналогичные системы в странах Европы помогают своевременно проводить реконструкцию дорожного полотна, снижают нагрузку на региональные магистрали, воспитывают гражданскую ответственность водителей и гарантируют выбор оптимальных маршрутов. Коэффициенты зарубежных систем превышают тариф Платона, который был скорректирован в 2019 году и составляет 2,04 рубля за км.
Однако, большинство российских водителей и компаний-перевозчиков негативно отреагировали на принятие соответствующего закона. По мнению экспертов, для повышения качества дорожного полотна требуется не только увеличение затрат на ремонт дорог, но и освоение новых технологий производства асфальтного покрытия и его укладки. В противном случае денежные средства будут растрачены безрезультатно, трассы в скором времени придут в прежнее состояние. Водители-дальнобойщики неоднократно устраивали акции протеста, утверждая, что внедрение Платона выгодно узкому кругу чиновников и бизнесменов, имеющих доступ к бюджетным средствам.
В ходе объявленных забастовок участники обратили внимание государственных деятелей на несовершенство системы, завышенные тарифы, необоснованные штрафные санкции и добились введения льготного периода для внедрения Платона.
Платон сейчас: плюсы и минусы системы
В 2019 году правительство приняло решение об отмене фискальных послаблений для владельцев большегрузов. С 1 июля не действует льгота по уплате транспортного налога, сумма которого ранее уменьшалась на величину дорожного сбора. В течение 2016-2018 годов были увеличены штрафы за бесплатный проезд по трассам федерального значения и отсутствие на грузовых машинах массой более 12 тонн специального оборудования, позволяющего использовать систему.
Водители и автовладельцы отмечают следующие недостатки современного Платона:
- дороговизна оборудования (бортовое устройство с доступом к спутниковой навигации);
- частые системные сбои и проблемы со стороны поставщика услуги;
- повышение тарифов на грузоперевозки;
- необходимость движения транспорта через стационарные рамки, что приводит к скоплению на дороге большого количества грузовиков.
К положительным изменениям, вызванным внедрением Платона, можно отнести:
- жесткий контроль работы водителя с отслеживанием времени, проведенного за рулем;
- прозрачность системы, отсутствие коррупционных схем;
- автоматизация процесса;
- повышение качества дорожного полотна;
- уменьшение количества «серых» перевозчиков, возможность установки конкурентных цен на услугу.
Система Платон нуждается в доработке и адаптации к условиям российского рынка, но ее внедрение, в целом, привело к положительным изменениям в работе перевозчиков. Основным минусом российского фискального сбора является увеличение финансовой нагрузки на предпринимателей, занимающихся грузоперевозками.