Найти в Дзене
Иди и рули!

Барьеры понимания

Суть управленческого общения — в коммуникациях между руководством и коллективом, между взаимодействующими сотрудниками, путем передачи информации, указаний, разъяснения намерений, а также обменом мнениями и желаниями в интересах решения определенных задач или удовлетворения каких-то потребностей. Серьезной проблемой в управленческих коммуникациях являются барьеры понимания, влияющие на качество процесса передачи-получения информации в общении.
Суть управленческого общения — в коммуникациях между руководством и коллективом, между взаимодействующими сотрудниками, путем передачи информации, указаний, разъяснения намерений, а также обменом мнениями и желаниями в интересах решения определенных задач или удовлетворения каких-то потребностей. Серьезной проблемой в управленческих коммуникациях являются барьеры понимания, влияющие на качество процесса передачи-получения информации в общении.

Мы постоянно сталкиваемся с тем, что наши слова неправильно воспринимаются партнерами и коллегами и причина тут - Барьер толкований. В горячке делового общения мы забываем или намеренно опускаем фактор различного толкования одних и тех же слов и понятий.

Дело в том, что у каждого человека свой базовый активный словарный запас, то есть тот набор терминов, которые он наиболее часто использует и при помощи которых в его сознании обрабатывается информация. В русском языке несколько сотен тысяч слов, но ученые выявили, что человеку для полноценного изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 из них.

Например в творчестве А.С. Пушкина насчитали около 3000 наиболее употребимых выражений, а Эллочка-Людоедка в "12-ти стульях" И. Ильфа и Е. Петрова вообще обходилась 30-ю, что по утверждению авторов этого блестящего произведения было в 10 раз меньше, чем словарный запас обитателей людоедского племени Мумбо-Юмбо.

Но важен не столько словарный запас общающихся партнеров, сколько то, как они толкуют схожие термины и понятия. Базовые словари у многих людей отличаются. В деловом общении, да и вообще в жизни, значение имеет не столько знание или незнание партнером того или иного выражения, а скорее толкование применяемых слов.

Непонимание в управленческих коммуникациях может быть связано с разным представлением партнерами конкретных терминов, накопленных их жизненным опытом - это то, что ученые формулируют, как Барьер представлений. Поскольку речь человека отображает его понимание действительности, то язык как система его представлений о мире, создает модель мира в виде жизненного опыта человека.

Так например, достаточно одному человеку произнести слово «доклад» и другой тут же его себе представит, но без дополнительных разъяснений это наверняка будет совсем не тот доклад о котором вы говорите (устный или письменный, развернутый или краткий, текстовый или табличный и т.д.). Соответственно и чувства партнеров, сопровождающие управленческое общение, будут различными. Поэтому в особо важных моментах делового общения нужно проверять, как вас понял ваш коллега и соответствует ли ваше представление высказанного тому смыслу, который вкладывает в него ваш сотрудник или деловой партнер.

Кроме того, взаимное недопонимание может быть связано с некой неосознанной защитой, которую ваш партнер применяет по отношению к информации, по-научному - Барьер защиты. Мы иногда замечаем, что собеседник как бы оберегает себя от наших слов и переживаний, возводит некие преграды в общении. Это понятно - у каждого есть собственное мнение и базовые убеждения, влияние на которые выводят человека из зоны комфорта (примеры в комментариях к постам в Дзене). Не будучи психологически готовым к изменениям в собственных мировоззрениях, в представлениях о себе и отношении к другим людям, ваш партнер вынужден занимать защитную позицию.

Из-за этого он неосознанно искажает смысл слов или может вообще исключать (не слышать) некоторые слова. Человек утроен воспринимать окружающее избирательно, исключая не интересующую в н.в. информацию. Например, находясь в коллективе общающихся людей, мы автоматически выделяем и слушаем только нужный нам голос. С одной стороны это полезно, но с другой - мы часто в многословной речи собеседника не способны воспринять все им высказанное, а только то, что нам хотелось бы услышать, утратив некоторые смыслы.

Т.е., нормальный человек склонен из бесконечного объема внешней информации замечать лишь то, что соответствует его жизненным представлениям, а факты, ставящие эти представления под сомнение, стремится отбрасывать или искажать.

На деловые коммуникативные барьеры также влияют:

- социально-культурные различия (политические, профессиональные, национальные, религиозные, половые, возрастные и т.п.);

- индивидуально-психологические различия (разность понимания целей и мотивации, темперамент, воспитание и т. п.);

- межличностные антипатии или внутренние установки (недоверие к информации из-за негативного отношения к собеседнику; к представителям других профессиональных групп и т. п.);

- разный профессиональный лексикон, дефекты речи собеседника (неразборчивая дикция, плохая артикуляция, излишние неречевые возгласы и эмоции и т. п.).

Чтобы слышать и слушать друг друга в управленческом общении, этому тоже нужно учиться. Здесь 1 и Здесь 2 я рассказал о некоторых приемах преодоления Барьера понимания в управлении.

Порция здорового юмора по теме для разрядки:

-2

Уважаемые читатели, если вам интересен этот материал, нужно поставить палец вверх. Также просто, можно подписаться на мой канал или перепостить его в других ваших аккаунтах.

Сергей Русанов