Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане на общественное обсуждение представлена Концепция развития автомобильной промышленности до 2025 года, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
Чем, прежде всего, интересен этот документ? Признанием допущенных ошибок.
Проблемы отрасли
В документе черным по белому написано, что "уровень конкуренции на внутреннем рынке крайне низок, а продукция, реализуемая на внутреннем рынке и производимая на экспорт, резко отличаются по техническому уровню, надежности, безопасности, экологии и комфорту для потребителей".
Модельный ряд производимой на текущий момент продукции морально устарел (в среднем 10-11 лет), а уровень автомобилизации в стране указывает на наличие серьезных проблем в системе сбыта произведенной продукции, в частности, отсутствие эффективной системы льготного автокредитования.
Малые объемы производства по одной модели – менее 35 тысяч ежегодно при норме в 100 тысяч автомобилей в год, не позволяет достичь уровня производственной безубыточности для более чем одного производителя и приводят к экономической неэффективности проектов локализации (межотраслевой кооперации) в связи с удорожанием производственной себестоимости локализуемой продукции.
Производители автомобильной продукции значительно ограничены в налаживании глубокой кооперации с отечественными производителями комплектующих, в связи со сложностью процедур согласования новых поставщиков.
Как результат, предприятия-производители автомобилей вынуждены импортировать комплектующие и материалы номинированных (одобренных) поставщиков, что в конечном итоге приводит к высокой импортозависимости отрасли и высокой себестоимости отечественной продукции. Высокая себестоимость производимой продукции не позволяет конкурировать с другими производителями на внешних рынках.
Возможности расширения экспортной деятельности, наряду с объективным географическим расположением республики, ограничены относительно высокими транспортными тарифами, таможенными и не тарифными барьерами (в среднем 6% от себестоимости автомобилей, тогда как в России 1%), а также высоким уровнем конкуренции, агрессивной ценовой политикой отдельных игроков и защитными мерами на внешних рынках.
Низкая рентабельность отечественных производителей не позволяет погасить имеющуюся задолженность по кредитам коммерческих банков в полном объеме, приводит к росту кредиторской задолженности, дефициту оборотных средств и ограничению возможностей финансирования инвестиционных проектов и привлечения дополнительных заемных средств.
Развитие автомобильной отрасли ограничено недостатком квалифицированных инженерных кадров, отсутствием необходимого научного потенциала для создания и внедрения перспективных, инновационных технологий.
Уровень развития собственного инжиниринга сохраняется на низком уровне, в том числе, вследствие отсутствия государственных программ по стимулированию исследований и разработок, недостаточного количества лабораторий и испытательных баз и низкого уровня их оснащения современным исследовательским оборудованием.
Также стоит отметить, что единоличным собственником крупнейшего участника рынка в отрасли – "Узавтосаноат" является государство, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Куда идем
К 2025 году в автомобильной промышленности планируется достижение следующих показателей: роста объема производства с текущих 220 до 300 тысяч автомобилей или на 1,4 раза.
Также запланировано увеличение объема экспорта – с текущих 4,7 до 25,7 тысяч автомобилей или в 5,5 раза, рост "чистого" уровня локализации по легковым автомобилям до 55%, а по коммерческим – до 30%.
При этом ожидается, что в первые 5 лет спрос будет на автомобили бюджетного класса ("А" и "В") с уровнем цен до 10 тысяч долларов. Рост доходов населения, в частности среднего класса, приведет к смещению спроса на другие классы ("В/С" и "SUV") с уровнем цен до 15 тысяч долларов.
Для повышения конкурентоспособности и улучшения потребительских свойств производимой продукции в среднесрочной перспективе будут реализованы проекты по частичному изменению дизайна автомобилей, разработке оригинальных автомобильных компонентов для массового производства.
Перспективным направлением деятельности станет проработка организации производства электромобилей и формирование необходимой инфраструктуры для их широкого распространения среди потребителей на территории республики.
Экспортная стратегия до 2025 года предусматривает постепенное расширение географического охвата экспорта, увеличение экспорта не только в страны СНГ и ближнего зарубежья, но и освоение новых рынков дальнего зарубежья - Восточной Европы, Южной Азии и Ближнего Востока, африканских стран.
Что нужно делать?
Обновление модельного ряда производимой продукции будет достигнуто за счет реализации проекта по производству новых видов бюджетных легковых автомобилей на Асакинском автомобильном заводе в Андижанской области.
Развитию конкурентной среды будет способствовать поэтапное реализация частным инвесторам, преимущественно иностранным, доли государственной компании "Узавтосаноат" в уставных фондах предприятий-производителей комплектующих, а также углубления государственно-частного партнерства.
В целях расширения числа участников внутреннего рынка производителей автомобильной продукции прорабатывается с Китайской компанией Sinotruck производство до 3 тысяч единиц в год грузовых автомобилей в Самаркандской области.
Южнокорейский концерн Hyundai намерен запустить производства электромобилей на территории СЭЗ "Коканд" в Ферганской области. Стоимость проекта оценивается в 300 миллионов долларов. Выпуск первого серийного электромобиля ожидается к концу 2023 году. Строительство завода мощностью 10 тысяч электромобилей в год планируется начаться в 2021 году. В проекте участвуют южнокорейский Hyundai, Evergreen Motors (официальный дистрибьютор Kia и Hyundai в СНГ), Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и хокимият Ферганской области. В результате реализации проекта будет создана 1 000 рабочих мест.
В целях углубления уровня локализации в производстве автомобилей и развития кооперации со смежными отраслями промышленности к 2025 году в республике планируется освоение производства стального проката на базе АО "Ташкентский металлургический завод", автомобильных шин на Ангренском резинотехническом заводе, производства алюминиевых деталей из вторичного алюминия на базе "Узвторцветмет", эпоксидной, меламиновой и алкидной смол на предприятиях "Узкимёсаноат", поливинилхлорида на "Навоиазот". Реализация данных проектов позволит обеспечить валютную экономию порядка 35 миллиона долларов в год.
Для всех предприятий, осуществляющих производство моторных транспортных средств и комплектующих деталей к ним будут сформированы равные конкурентные условия с применением унифицированного налогового и таможенного режимов.
В политике таможенного регулирования экспортно-импортных операций запланирован постепенный переход от тарифного регулирования к нетарифным мерам защиты интересов отечественных производителей. При этом, с учетом имеющейся международной практики, среди первоочередных мероприятий определено внедрение утилизационного сбора и запрет на ввоз автомобилей и автобусов со сроком эксплуатации более 15 лет.
Стимулирование роста продаж и доступности автомобилей на внутреннем рынке будет обеспечено за счет внедрения в процесс реализации автомобилей и автомобильных компонентов системы "одно окно", предусматривающей возможность клиенту в упрощенном порядке оформить автокредит, страхование, регистрацию автомобиля, получить государственный номер на автомобиль, а также воспользоваться услугой "трейд-ин" и другими видами услуг.
Особое внимание будет уделено приближению отечественных технических стандартов на продукцию автомобильной промышленности к международным нормам, в том числе упорядочение нормативных требований по экологии и организации выпуска автомобилей, удовлетворяющих стандартам ЕВРО-5 согласно нормам ЕЭК ООН.
Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.