Пять новых соглашений о специнвестконтрактах с мировыми автопроизводителями выведут на отечественный рынок новые модели, которые обречены стать лидерами.
Межведомственная комиссия по специальным инвестиционным контрактам (СПИК) поддержала проекты компаний Volkswagen, GM-АвтоВАЗ, Автотор, PCMA (Peugeot/Citroen) и Volvo Trucks. А это не много ни мало определит какие автомобили будут выпускаться у нас в стране, и на каких моделях поедут россияне и повезут грузы перевозчики. Но вот на что мы обратили внимание.
Во-первых, это последнее заседание межведомственной комиссии перед 1 июля. Именно этот срок определил вице-премьер Дмитрий Козак для заключения соглашений с автопроизводителями по первой модели СПИК. Это значит, что вскоре с пятью автопроизводителями будут заключены контракты, которые фактически приходят на смену завершившейся программе промсборки. Суть СПИКа в том, что инвестор гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а государство обещает ему меры стимулирования деятельности и стабильные условия ведения бизнеса.
А вот с 1 июля с.г. будет действовать так называемая модель СПИК 2.0. Здесь будут применяться более жесткие условия.
Во-вторых, заключаемые соглашения с автопроизводителями слишком различаются по объемам инвестиций и принимаемых обязательствах по глубине локализации.
Например, немецкий автопроизводитель Volkswagen в рамках СПИКа планирует увеличить локализацию уже выпускаемых моделей VW Polo, VW Tiguan, Skoda Rapid, Octavia и Kodiaq, а также начать выпуск кроссовера VW Tharu (на снимке).
Предполагается расширение моторного производства: помимо атмосферников 1.6 MPI, в Калуге начнут выпуск турбомоторов 1.4 TSI, причем, заметьте, с высокой степенью локальных операций - мехобработкой шатунно-поршневой группы, коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. Предполагается использование заготовок российского производства для коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. А под это нужно весьма недешевое оборудование, обучение персонала, дабы обеспечить высокое качество. Наконец, запланирована локализация коробок передач и электронных систем управления автомобилем.
А вот соглашение по СПИК с другими автомобильными компаниями не столь масштабны, и соответственно, глубина локализации будет не высока.Калининградский завод «Автотор» планирует создать почти тысячу новых рабочих мест, а также выпустить и реализовать продукцию на сумму более 3 трлн рублей. Калининградцы планируют бОльшую часть моделей выпускать по схеме «сварка – окраска – сборка». Сегодня по такой схеме выпускают KIA Cerato и KIA Sorrento. Вскоре к этой паре может добавиться KIA Seltos, о новом кроссовере мы недавно рассказывали на нашем канале.
Еще одно открытие - СП GM-АвтоВАЗ намерено модернизировать внедорожник Chevrolet Niva. Только пока неясно, будет ли это фейслифтинг существующей модели, либо кардинальное обновление в стиле ранее представленного Chevy Niva-2.
Компания Volvo Trucks локализует производство грузовых автомобилей. Чиновники Минпромторга принуждали шведскую компанию построить производство автоматических коробок передач в Калуге. Но, по всей видимости, не убедили.
Но самое интересное, что будет предпринимать калужский завод PCMA(Peugeot Citroen Mitsubishi Automobiles). Как известно, дела французской пары Peugeot/Citroen в России не задались. Легковые автомобили этих двух марок продаются из рук плохо. Сегодня Peugeot занимает 30 место, а Citroen 32 место по объемам продаж. Казалось бы, с такими показателями нужно было бы думать о свертывании деятельности в России. Но французский менеджмент так не считает.
Группа PSA планирует расширение модельного ряда автомобилей российской сборки: уже в этом году на заводе в Калуге начнется выпуск микроавтобусов Opel Zafira Life и фургонов Opel Vivaro. Только сразу возникает следующий вопрос. Это нишевые модели, массового спроса на такие микроавтобусы у нас нет. Не станет ли это очередной маркетологическй ошибкой французов.
Напомним, что ранее, французская группа сделала ставку на выпуск на своем калужском предприятии автомобилей размерного класса С (Peugeot 408 и Citroen C4). И именно спрос на автомобили данного размерного класса на российском рынке сильно просел. И какими бы отличными характеристиками не обладали бы «четыреста восьмой» и С4, статистика продаж говорит сама за себя. В прошлом году в России было продано седанов Peugeot 408 – 575 штук, а Citroen C4 также в кузове седан 853 штуки. Сравните, конкурирующая модель Skoda Octavia разошлась тиражом чуть более 25 тысяч экземпляров. Разница колоссальна!
По всей видимости, испытав разочарование в легковом сегменте, французы решились на реванш в сегменте легких коммерческих автомобилей, а проще говоря, фургонов. Так в пресс-релизе Минпромторга говориться о том, что впоследствии группа PSA планирует инвестировать в новую платформу и запустить производство полноприводных версий семейства Peugeot Expert/Traveller и Citroen Jumpy/SpaceTourer. Это фургоны, которые нам хорошо известны по маршруткам, колесящим по многим городам и весям страны.
Но самое интересное даже не в выпуске фургонов и их пассажирских версий. Группа PSA берет на себя обязательства по локализации двигателей. То есть они намереваются построить моторный завод в РФ по выпуску дизельных двигателей. Как известно, в моторном отсеке французских маршруток установлен дизель объемом 2,2 л, развивающий мощность 100-130 л.с. Планируется, что эти двигатели станут поставлять в другие страны. Вот так не больше ни меньше.
В целом, французский PSA захотел еще раз сыграть в "русскую рулетку" на нашем рынке. Удастся ли ему на этот раз завоевать сердца и кошельки российского покупателя?