Найти тему
машина

Как устроен самый массовый российский снегоболотоход Трэкол-39294

Трэколы – одни из самых первых снегоболотоходов, появившихся в России в свободной продаже в начале 1990-х годов; они же с тех пор остаются и самыми популярными, разойдясь по стране тиражом уже в несколько тысяч штук. На только что прошедшей в Москве выставке «Комплексная безопасность – 2019» мы посмотрели, как устроен выпускаемый в наши дни вездеход Трэкол-39294.

Вообще вездеходы Трэкол бывают двух типов: с обычными цельнометаллическими кузовами от автомобилей УАЗ и с полностью оригинальными, легкими стеклопластиковыми кузовами собственной конструкции – к числу последних и относится модель 39294 с 8-местным салоном.

-2

Внутрь можно попасть через три двери: передние служат для посадки только на первый ряд, сзади же сиденья выполнены в виде 3-местных лавок, закрепленных вдоль боковых бортов, и для прохода к ним сделана отдельная дверь в задней стенке кузова. При необходимости эти лавки можно разложить, организовав три довольно просторных спальных места.

-3

В интерьере кабины сразу обращаешь внимание на панель приборов от ГАЗели Бизнес. Только рычагов на полу непривычно много: первый – от обычной коробки передач, второй – «ручник», третий – от системы подкачки шин. А вот три других отвечают за переключение режимов работы трансмиссии, управляя раздаточными коробками, которых у Трэкола целых две!

-4

«Раздатки» эти одинаковые, позаимствованные у полноприводной ГАЗели и немного переделанные. Первая из них (с межосевым дифференциалом) отвечает за перераспределение крутящего момента между передним и средним мостом. После перехода на понижающий ряд в ней же можно подключить привод на заднюю ось.

-5

Отбор момента к заднему мосту осуществляется от первичного вала первой «раздатки», поэтому-то и потребовалась установка второй «раздатки» персонально перед задним мостом: она сразу заблокирована на «понижайке», что позволяет уравнять передаточные числа трансмиссии ко всем мостам. От этой же раздаточной коробки можно осуществить отбор мощности на привод водомета.

-6

Моторов предусмотрено два: если нужен вариант подешевле – то это отечественный 128-сильный бензиновый агрегат ЗМЗ-40905.10 – такой же, какой сейчас устанавливается на УАЗы. Тем же, кто готов доплатить 450 тыс. руб. за мотор на тяжелом топливе, адресован более тяговитый дизель Hyundai мощностью 100 л.с. – с ним запас хода возрастает сразу почти в полтора раза. Оба агрегата работают в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач.

-7

Мосты Трэкола созданы на основе уазовских «колхозных» мостов – тех, что с разъемным картером. Только тут они серьезно усилены и дополнены колесными редукторами собственной конструкции. Благодаря ним дорожный просвет под картером возрастает до 490 мм, а передаточное число доходит до 8,97, что позволяет спокойно вращать столь массивные «лапти» довольно скромными моторами.

-8

По заказу эти мосты снабжаются дисковыми тормозами, лучше работающими после выхода из воды, а также системой внутренней подкачки шин. Правда, трудоемкость изготовления таких мостов, конечно, весьма высока, так что и по цене они выходят «золотыми»: до 327 тысяч рублей за штуку!

-9

В рабочей тормозной системе применены гидровакуумные усилители, используемые на грузовиках ГАЗ.

-10

Довольно оригинально сделан стояночный тормоз – он у Трэкола дискового типа, установленный на трансмиссии: сам диск закреплен на фланце среднего ведущего моста, а суппорт – на кронштейне, привернутом к картеру моста. Кстати, подвеска среднего и заднего мостов сделана не балансирной, как обычно бывает на «трехосках», а индивидуальной: каждый мост висит на своей паре продольных рессор.

-11

Шины сверхнизкого давления – собственная разработка компании. Они выпускаются не только для собственных нужд и в запчасти, но и поставляются компанией «Трэкол» другим, более мелким производителям снегоболотоходов. В обычных условиях, на хороших дорогах, они работают на таком давлении (0,6 атм.), до которого принято спускать шины на обычных автомобилях во время езды по самому жесткому бездорожью. А в болотных хлябях их можно стравить и до 0,1 атм.! Причем за доплату в 79 тыс. руб. это можно будет сделать прямо из салона: именно столько стоит опционная система централизованного регулирования давления в шинах. Ее наличие на выставочной машине можно заметить по накладкам, которыми прикрыты от повреждений магистрали подкачки от ступиц до вентилей на колесных дисках.

-12

Благодаря большому водоизмещению шин, Трэкол обладает плавучестью (правда, при условии ограничения нагрузки до 400 кг вместо номинальных 700 кг на суше). Плавает же он за счет гребного эффекта, создаваемого вращением колес в воде. Правда, небыстро: «максималка» составляет 3 км/ч на спокойной воде. Если же нужно повысить «мореходность» – можно за доплату установить водометный движитель.

-13

Но даже у Трэкола есть пределы проходимости, поэтому одной из самых востребованных заводских опций для него является электрическая лебедка «Рысак» (39 тыс. руб.). К ней же можно сразу докупить якорь (23 тыс. руб.) и полиспаст (2,9 тыс. руб.).

-14

Объем штатного топливного бака на Трэколе составляет 110 литров. Если этого мало, можно заказать за 20 тыс. руб. топливные канистры с бортовыми кронштейнами для их крепления. Еще больше канистр можно закрепить на верхнем багажнике, который оценивается в 45 тыс. руб. Остается сказать, что цена на самый простой вездеход Трэкол-39294 сегодня составляет 3,7 млн. руб.

Спасибо, что дочитали до конца! Не забывайте ставить "лайк" и подписываться на канал, если материал Вам понравился!

Также рекомендуем почитать на
канале "МАШИНА" исторические статьи о неизвестных отечественных вездеходах:
- Полугусеничный ГАЗ-НИИАП-1
-
ГАЗ-51 с быстросъемными гусеницами от ГАЗ-51
-
ГАЗ-69Л на липсоидных шинах