Из современных узкофюзеляжных авиалайнеров внешне мне очень нравится Airbus A220 (ранее — Bombardier CSeries). Уж больно он красив и элегантен. Особенно в носовой части – выглядит симпатичнее, чем оригинальные лайнеры Airbus. Но ещё 60 лет назад в Италии был создан самолёт, который может по элегантности посоревноваться с современными. Да, он не получил признания, но достоин того, чтобы о нём рассказать.
Филиппо Цаппата
Перед тем, как начать рассказ о самолёте, скажу пару слов о его конструкторе — итальянском инженере Филиппо Цаппате. [Вообще, Цаппата достоин отдельной статьи и когда-нибудь я её напишу]. Прежде всего он известен своими гидропланами — CANT Z.501 и CANT Z.506. Но в начале 1940-х годов инженер спроектировал четырёхмоторный авиалайнер Breda-Zappata BZ.308. Самолёт должен был эксплуатироваться как на европейских, так и на трансатлантических маршрутах.
Вторая мировая война помешала полноценной реализации проекта. BZ.308 был построен лишь в одном экземпляре. Но сам конструктор сделает ещё одну попытку создать пассажирский самолёт.
Agusta-Zappata AZ.8L
Сегодня компания Agusta известна как часть совместного англо-итальянского вертолётостроительного предприятия AgustaWestland. До 2000 года итальянцы производили вертолёты сами. Но в истории компании был и проект самолёта. В 1951 году под руководством Филиппо Цаппаты началась разработка авиалайнера Agusta-Zappata AZ.8L.
Главной целью проекта было создание замены иностранным воздушным судам в итальянских авиакомпаниях. Эти самолёты в основном были бывшими военными транспортниками и были не лучшим выбором в условиях развития гражданских авиаперевозок. Нужен был новый, современный и более вместительный авиалайнер.
Фактически, итальянцы хотели создать свою замену Douglas DC-3. Цаппата не стал изобретать велосипед. AZ.8L представлял собой низкоплан классической схемы с трёхстоечным шасси. Но рука конструктора чувствовалась — у самолёта были аэродинамически чистые, элегантные линии фюзеляжа.
Agusta-Zappata AZ.8L оснащался 4 поршневыми радиальными двигателями Alvis Leonides 503/2 британского производства. Впервые широкой общественности самолёт был показан в виде модели на авиационной выставке в Ле-Бурже в 1955 году.
Экипаж AZ.8L, как и у современных реактивных авиалайнеров, состоял из 2 человек. На борту в зависимости от модификации должны было с комфортом расположиться либо 26, либо 30 пассажиров. Максимальная скорость — 427 км/ч на высоте 7500 метров. С полным запасом топлива самолёт мог покрыть расстояние в 2500 километров.
Первый полёт и короткая карьера
Сборку первого прототипа закончили к лету 1958 года. Уже 9 июня Agusta-Zappata AZ.8L поднялся в небо, оторвавшись от взлётной полосы миланского аэропорта Мальпенса. Лётные испытания прошли успешно, и самолёт был передан заказчику — Министерству воздушных сообщений.
Но коммерческий потенциал AZ.8L оказался переоценён. К моменту его первого полёта на рынке уже были или готовились к выходу на рынок не только более совершенные турбовинтовые самолёты (например, британский Vickers Viscount), но и реактивные авиалайнеры (de Havilland DH.106 Comet и Sud Aviation Caravelle). В итоге Agusta-Zappata AZ.8L не заинтересовал авиакомпании и остался построенным в единственном экземпляре.
Самолёт с бортовым номером RS-1 был передан ВВС Италии, где и летал до 19 октября 1963 года в качестве воздушного «такси» для перевозки военнослужащих. Через 2 года после последнего полёта AZ.8L разделали на металл. Быстрая и печальная лётная карьера.
Если бы Филиппо Цаппата спроектировал авиалайнер с турбовинтовыми двигателями, то всё могло сложиться по-другому. А так Agusta-Zappata AZ.8L стал последним и единственным самолётом компании Agusta. После провала проекта производитель полностью сконцентрировался на производстве вертолётов.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com