Найти в Дзене
ШКМГ

Россия 1898: первая мотогонка страны

Оглавление

Когда-то мотоциклы в России назывались “бензиновыми механическими самокатами”. Удивительно, но именно тогда, в 1898 году, состоялась первая автомотогонка. Этот момент принято считать первой вехой развития мотоспорта в России.

Трициклы на старте
Трициклы на старте

Общая мечта

Организаторами первой российской гонки стали “Общество велосипедной езды” из Санкт-Петербурга. Поддержку им оказал журнал “Самокат”, который издавался еженедельно с 1894 года.

Примечательно, что одним из главных инициаторов был коммерсант Луи Мази - француз. Хотя его заинтересованность в данном вопросе вполне ясна: в 1898 году он открыл первый в России специализированный магазин - “Магазин велосипедов и моторов фирм «Клеман», «Гладиатор» и «Фебус»”. За год он продал около 10 трициклов “Клеман” мощностью в 1,75 л.с. Надо отметить, что своего производства мотоциклов в России на тот момент не было, поэтому позволить себе приобрести “бензиновый механический самокат” могли только очень обеспеченные люди. Например, члены “Общества велосипедной езды”.

Первая гонка проходила по маршруту Александровская-Стрельна-Александровская, а её протяжённость составляла 39 вёрст (41,6 км).

В соревновании участвовало семь смельчаков: шесть из них избрали для гонки трицикл “Клеман”, а один из гонщиков выбрал для себя автомобиль “Бенц” с кузовом фаэтон, который превосходил всех прочих участников массой и мощностью - и потому ехал вне соревновательной борьбы. Участниками первого заезда были: поручик В.И. фон Лоде, С.А. Степанов (механик принца П.А. Ольденбургского), Пётр Беляев и Шнейдеров, Мази и Алофонс Мерль; авто избрал представитель торгового дома «Карл Шпан» Лаврентьев.

Журнал "Самокат", 1898 год
Журнал "Самокат", 1898 год

Удивительное и невероятное

Начало заезда было запланировано на утро. Организаторы давали раздельный старт: между участниками был интервал в две минуты.

Несмотря на два досадных инцидента в начале гонки (один из участников зацепил колесом “чухонские сани”, а у другого отлетела по дороге одна из деталей) окончание заезда преподнесло удивительные итоги.

Первый участник прибыл к финишу через 1 час 33 минуты и 36 секунд - невиданные цифры, которые заставили общество по-другому взглянуть на новые самоходные аппараты. В то время единицы воспринимали механические экипажи всерьёз - в основном к этим изобретениям относились, как к забаве, игрушке.

Вот, что писал репортёр журнала “Самокат” П. Орловский после результатов гонки: “Едва ли найдется тройка, которая могла бы проскакать со скоростью 24,5 версты в час со станции Александровской в Стрельну и обратно. Даже последний закончивший дистанцию гонщик прошёл путь со скоростью, превышающей на 3,3 версты в час полную скорость двуконной почты”.

Это было решающим моментом для всего мотоспорта в России: общественность увидела в мотоциклах нечто большее, чем просто забаву - и всё больше людей уделяло внимание таким событиям, как мотогонки и автомотопробеги.

Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский Николай II на авто
Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский Николай II на авто

Вместо заключения

Россия была четвертой страной в мире, которая провела соревнование такого рода. Первые гонки проходили во Франции, США и Италии.

В первой российской гонке максимальная скорость составляла 24,5 версты в час; сейчас же, в рамках чемпионата RSBK по шоссейно-кольцевым мотогонкам, максимальная зафиксированная скорость на трассе Moscow Raceway составила 307 км/ч - колоссальный прорыв, основа которого была заложена ещё в 1898 году.

В следующих статьях мы расскажем о первых мотоциклетных заводах России и заводских командах, участвовавших и побеждавших в соревнованиях не имея своих трасс, о первых шоссейно-кольцевых мотогонках страны и о многом другом.

Оставайтесь с нами и подписывайтесь на наш канал!

Не забывайте ставить пальцы вверх и оставлять комментарии.