Найти тему
Галина Дейнекина

Есть ли в компании адаптация?

Оглавление

Сегодня поговорим об оценке эффективности процесса адаптации.
Я все бизнес-процессы оцениваю с помощью 5 типов метрик:

  • стоимость
  • время
  • количество
  • качество
  • обратная связь

Давайте разберем метрики процесса адаптации с их помощью.

Метрики качества в адаптации

Коэффициент текучести на испытательном сроке по инициативе сотрудника

Коэффициент указывает на ошибки в адаптации. В то время, как коэффициент текучести на испытательном сроке по инициативе работодателя указывает на ошибку в подборе. Но часто бывают случаи увольнения сотрудников по инициативе работодателя после прохождения испытательного срока из-за нежелания и неумения руководства юридически грамотно уволить сотрудника по причине несоответствия должности и непрохождения испытательного срока. Рассчитывается, как количество увольнений на испытательном сроке за период / среднее количество сотрудников на испытательном сроке за период.


Что здесь важно учитывать:

  • Показатель нужно сравнивать с прошлыми периодами с учетом изменения программ адаптации. Например, компания внедрили программу наставничества на испытательном сроке с июня. Значит, нужно сравнивать коэффициент текучести на испытательном сроке сотрудников, начиная с июня с предыдущими месяцами до внедрения этой программы.
  • Необходимо анализировать данный показатель по уровню должности и/или по подразделению, чтобы выявить возможные особенности процесса адаптации для разных категорий должностей.

Коэффициент текучести в первые полгода /год работы по инициативе сотрудника

Данный коэффициент указывает на ошибки в подборе и адаптации персонала. Рассчитывается, как количество увольнений со стажем до полугода/года за период / среднее количество сотрудников со стажем до полугода/года за период.

Почему увольнение сотрудника через полгода или год работы в компании считается
ошибкой адаптации? Сотрудник, отработав какую-то часть года уже понимает, что это не его компания, но, во-первых, хочет, чтобы в трудовой книжке был максимально безопасный для него срок работы с точки зрения вопросов следующего работодателя, а во-вторых, во многих компаниях есть практика выплаты годовых премий. Отработав часть года, сотрудник не хочет терять деньги и часто дожидается выплаты этой премии. Поэтому если ваша компания выплачивает годовые премии, обратите внимание, есть ли отток сотрудников из компании после ее выплаты. В дальнейшем вы сможете прогнозировать увольнение сотрудников.

Что здесь важно учитывать:

  • Показатель нужно сравнивать с прошлыми периодами с учетом изменения программ адаптации. Например, компания внедрили программу наставничества на испытательном сроке с июня. Значит, нужно сравнивать коэффициент текучести на испытательном сроке сотрудников, начиная с июня с предыдущими месяцами до внедрения этой программы.
  • Необходимо анализировать данный показатель по уровню должности и/или по подразделению, чтобы выявить возможные особенности процесса адаптации для разных категорий должностей.

Метрики стоимости в адаптации

Стоимость адаптации одного сотрудника

В расчеты входят средние трудозатраты сотрудников, участвующих в адаптации по категориям сотрудников (руководитель, HR, наставник) + стоимость приветственного пакета (ручки, кружки, флешки, футболки и т.д.) + стоимость обучения (стоимость внешнего тренера или трудозатраты внутреннего тренера, стоимость раздаточных материалов и т.д.).

Что здесь важно учитывать:

  • Показатель нужно сравнивать с прошлыми периодами с изменения программ адаптации.
  • Необходимо анализировать данный показатель по уровню должности и/или по подразделению, так как трудозатраты будут зависеть от уровня вовлеченных в адаптацию руководителей и наставников.

Увидела в одном источнике следующие нормы:

- оптимальное соотношение затрат на адаптацию к затратам на подбор составляет 1:3.

- расходы на обучение и адаптацию новых сотрудников за год составляет 1-2,5% от годовой выручки компании.

Сравните с данными своей компании, укладываетесь ли вы в эти нормы или нет.

Метрики времени в адаптации

Время от старта подбора до выхода на точку безубыточности рассчитывает срок достижения равенства доходов компании от сотрудника и расходов на него.

Этот показатель мы подробно разбираем на курсе
«Создание системы HR-метрик».

-2

Представьте, что вы наняли 5 сотрудников отдела продаж. Каждого из них вы можете вполне объективно оценить с помощью показателя скорости выхода на точку безубыточности.

Точка безубыточности

– это момент, в котором затраты на подбор, адаптацию, обучение, зарплату, налоги и т.д. сравняются с доходами, заработанными сотрудником в компании. Точка безубыточности измеряется в неделях или в месяцах более округленно. С помощью этого показателя можно сравнить эффективности работы и скорость адаптации сотрудников. Для расчета точки безубыточности нужно иметь данные по стоимости подбора, адаптации, обучения, индивидуальному доходу сотрудников.

Точку безубыточности можно рассчитать
только для категорий сотрудников с индивидуальным результатом: отдел продаж, отдел производства. Также возможно посчитать для категорий должностей, экономящих средства компании: закупщики, налоговики, юристы и т.д.

Метрики обратной связи в адаптации

Удовлетворенность сотрудника процессом адаптации измеряется с помощью опроса. Особенно важно проводить подобные опросы в компаниях с развитой филиальной сетью, когда HR-у сложно контролировать процесс адаптации.

Что здесь важно учитывать:

  • Средневзвешенный показатель нужно сравнивать с прошлыми периодами;
  • Средневзвешенный показатель нужно сравнивать с прошлыми периодами;
  • Опрос сотрудников сразу после завершения испытательного срока;
  • Проведение пульс-опросов среди сотрудников со стажем менее года;
  • Включение вопросов о системе адаптации в ежегодные исследования вовлеченности.

При составлении опросника удовлетворенности необходимо сформулировать факторы для измерения как во время, так и после прохождения испытательного срока.

Пример структуры опросника удовлетворенности сотрудника адаптацией:

  • Наличие наставника;
  • Сложности в первый день работы;
  • Особенности профессиональной адаптации;
  • Задачи испытательного срока;
  • С какими трудностями столкнулся сотрудник;
  • Частота встреч с руководителем;
  • Особенности подведения итогов испытательного срока;
  • Скорость получения ответов на вопросы от руководителя/наставника/HR-службы;
  • Особенности организационной адаптации;
  • Помощь коллег;
  • Предложения по улучшению процесса адаптации.

Все эти показатели необходимо измерить, если до этого в компании никогда не оценивали процесс адаптации. В дальнейшем можно сфокусироваться на 2-3 показателях и регулярно их измерять.

Ищите меня в соц. сетях:

Facebook
Telegram-канал