Найти тему

Правда ли, что психиатры сами не от мира сего?

Нередко от обывателей можно услышать, что психиатры сами с "прибабахом", поэтому не могут объективно судить о психических болезнях и адекватно их лечить. Так ли это?

И да, и нет. Действительно, тяжело отрицать то, что поведение и манера речи психиатров имеют свои особенности. Но эти особенности крайне редко являются признаками реальной психической болезни, чаще всего они просто говорят о некоторой... специфичности характера. В чем проявляется эта специфичность и каковы ее корни? Являются ли психиатры такими с рождения или же приобретают ее в ходе работы?

Чтобы работать психиатром, нужно изначально иметь некоторую предрасположенность к такой деятельности, но раскрывается она в полной мере только по мере приобретения опыта работы. Потенциальный психиатр должен обладать эмпатией (то есть умением понимать людей) и при этом не быть слишком эмоциональным. Ведь если он будет слишком ярко воспринимать каждого пациента со всеми его страданиями, "пропускать его через себя", то он действительно сойдет с ума и не сможет работать. Поэтому психиатрам характерна некоторая отрешенность, надменность, ироничность. Это является необходимой самозащитой от реалий работы.

Данные личностные качества получают еще большее развитие по мере приобретения опыта работы.

Другим важным фактором является наличие власти. А власть, как известно, меняет людей, нередко не в лучшую сторону. Психиатр, особенно работающий в стационаре, контролирует все отделение, решает, кого помещать в отделение, а кого выписывать, кому какие лекарства назначать. Он может ужесточить режим, а может его сделать менее строгим. Такая возможность влиять на поведение людей может сделать человека горделивым, жестоким. У психиатра есть возможность выплеснуть на больных все свои жизненные обиды. К сожалению, многие психиатры пользуются этой возможностью. Но такой врач является плохим, нередко его жестокость приводит к тому, что он "теряет хватку", становится плохим специалистом. Хороший психиатр должен пользоваться такой властью с умом, не злоупотреблять ей.

Даже амбулаторный (не стационарный) психиатр решает очень многое. Ведь на его ответственности лежит определение грани между здоровьем и болезнью. Он оказывается этаким арбитром, решающим, кто сумасшедший, а кто нет. И это тоже своего рода власть над психикой человека, над его разумом. Здесь тоже могут реализовывать себя нехорошие личностные наклонности.

Но психиатры, которые их реализовывают в полной мере, как правило долго на своей работе не задерживаются. Чаще всего психиатры - это все же люди, не обделенные совестью и самоконтролем. Но сама борьба с подобными соблазнами, даже успешная, тоже невротизирует. Поэтому даже хороший психиатр будет выглядеть странным.

Таким образом, работа психиатра предполагает развитие некоторых личностных особенностей, но если врач реально сходит с ума, то едва ли он может адекватно продолжать выполнять свои рабочие обязанности, из-за чего он оказывается на месте пациента. Те же психиатры, которые продолжают сидеть в кресле врача, как правило, психически здоровы, хоть и выглядят странными. Но эта странность является лишь самозащитой от стрессовых факторов работы.