Ведущий эксперт в области коммуникаций, психолог, бизнес-тренер Екатерина Манагарова рассказывает о манипуляциях и о том, как идти к своей цели, не теряя себя.
Человеческое общение – одна из самых важных и вечных тем. Как общаться, чтобы добиваться поставленных целей, при этом, не забывая про интересы других людей? Так, чтобы коллеги хотели продолжать с вами общение, вести проекты, доверяли? Как прийти к эффективному диалогу, дающему вам уверенную коммуникацию, когда ясны цели, партнеры открыто делятся информацией, слушают и слышат друг друга. Одним словом, заинтересованы друг в друге и в результате. А что, если не понятно, зачем вы уже третий раз выручаете коллегу, задерживаетесь на работе в ущерб своим интересам. Но ведь надо же человеку помочь, у него сложная ситуация, мама заболела, переезд или еще что угодно. А недавно в магазине сами не поняли, как купили новый телефон. Зашли прицениться к холодильникам. А на встрече с партнерами ваше выступление прервал незнакомый участник и попросил ускориться. От неожиданности пришлось оправдываться, наговорили лишнего и не сразу вспомнили, о чем дальше собирались рассказывать. Про что все эти истории? Про то, что для достижения цели любые средства хороши, только неправильно получается, что одним из этих средств достижения чужих целей становитесь вы. Так что же такое манипуляция?
Манипуляция — это преднамеренное (иногда неосознанное) и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором своих собственных целей.
А как понять, что вами манипулируют? Слушать и слышать собственные эмоции. Манипуляция – это скрытое воздействие на поведение другого человека. Но ваши эмоции и, конечно же, осознанная практика по выявлению и противостоянию манипуляциям могут сделать это воздействие явным. На что надо обращать внимание? На противоречивость эмоций. В ситуации, описанной выше, человеку было приятно, что он помог коллеге, но, в то же время, обидно за выполнение чужой работы и свое личное время. Еще стоит обращать внимание на «странность» эмоций. Вы находитесь в процессе обсуждения проекта, а у вас уже «сердце сжимается» от страха. Тогда как руководитель рассказывает, что проект этот простой и легкий. Повторяемость эмоций. Например, систематическое возникновение одних и тех же эмоций при встрече с определенным человеком, чувство вины, профессиональной некомпетентности. Почти всегда в процессе манипуляции вы не понимаете, что происходит. Чувство собственной значимости падает, хочется оправдываться, и вы осознаете, что не владеете ситуацией. Повторюсь, вашими «руками» и без вашего явного согласия, кто-то решает свои проблемы.
Как защищаться от манипуляции? Первое – это знать, что она существует. Тем более, что она почти всегда совершается неожиданно. Второе – верить своим эмоциям. Странным, смешанным и неадекватным. Третье – это работать над тем, чтобы «вскрывать» манипуляцию и переходить к конструктивному диалогу, постараться не попасть в неудобное для вас положение. Четвёртое – хорошо знать, чего вы хотите, границы своих возможностей и цель, особенно во время переговоров. Потому что задача манипулятора - достичь своей цели, не учитывая вашу. Есть и пятый прием - в крайнем случае, не бойтесь прервать манипулятивное общение.
С манипуляциями очень хорошо работать проясняющими и уточняющими вопросами. Например, таким универсальным вопросом, как: «Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду?». Это техника бесконечного уточнения. Она подробно и точно проясняет, что является мишенью манипулятора:
Вечно вы собрание странно проводите! Когда наконец научитесь?
Поясните, пожалуйста, что вы имеете в ввиду?
То, что вы совершенно безграмотно работаете!
Что именно вы посоветовали бы изменить?
Иногда сам вопрос от собеседника уже является манипуляцией. И очень сложно ответить вопросом на вопрос, а не начать оправдываться, когда вам открыто заявляют о вашем непрофессионализме: «Как можно поступать так не профессионально?». В таких случаях можно воспользоваться шестым правилом - не отвечать сразу на вопрос, брать паузу! Или задать встречный вопрос, и получить время на раздумья, как правильно ответить.
Есть еще несколько коммуникативных инструментов или техник, которые помогают предотвратить манипуляцию. Постарайтесь «вскрыть» позиции собеседника. Проговорите их, как предположения:
Простите, мне кажется, вы сейчас недовольны лично мной, а не тем предложением, которое я высказал. Я прав?
Техника английского профессора. Это корректное сообщение о том, что выполнение предъявленных требований нарушает ваши личные права. Никто не отнимет у вас право быть собой и поступать так, как вы считаете нужным.
· Вы могли бы излагать свои мысли короче?
· Видите ли, обстоятельный подход к любому вопросу- неотъемлемая часть моей личности.
Обычно, при бессознательной манипуляции эти техники переводят диалог в конструктивное русло и прекращают его, в случаях, когда действие было сознательным.
С большей долей вероятности вы можете попасть под манипуляцию, когда вам назначают неудобное место для встречи, например, шумное и многолюдное, вас ограничивают во времени, берут слишком быстрый темпом переговоров, используют нерегламентированные прикосновения или обобщения. Об этом важно знать и помнить.
Озвучивайте свои эмоции: «Мне не нравится, когда меня трогают». Умейте говорить «нет» и «стоп». Например, «Стоп. Говорите, пожалуйста, по одному» или «Нет, мне не подходит предложенный формат встречи».
Все эти техники подходят для защиты от манипуляций, но помните: универсальных техник не существует. Манипуляции стары, как мир. Мы сами порой не замечаем, как манипулируем другими людьми. Этому мы обучаемся еще в детстве, манипулируя родителями в попытках получить столь желаемую игрушку. Старайтесь реже использовать манипулятивный стиль общения, делайте выбор в пользу конструктивного диалога. Это главный шаг к противостоянию манипуляциям.