Загоревшийся на приборной панели индикатор Check Engine – уже повод для беспокойства, а если самодиагностика двигателя сигнализирует о проблемах с катализатором, то водителю впору хвататься за голову. Проблема не в сложности ремонтных работ (всё решается исключительно заменой), а в цене новой детали.
Перспектива единоразово выложить 30 и даже больше тысяч кровных рублей радости не прибавляет. Вот и идут автовладельцы и автоумельцы, как самоучки, так и профессионалы, на разные хитрости. Самый распространенный метод предполагает замену дефектного катализатора на пламегаситель, который, по сути, представляет собой усиленный резонатор и стоит до тысячи рублей. Предприимчивые производители запчастей для выпускной системы ДВС давно освоили выпуск этого востребованного изделия.
Чтобы судить, насколько эффективна указанная замена, нужно разобраться в назначении каталитического нейтрализатора (это официальное, технически правильное название катализатора) и осознать, к каким сложностям может привести его отсутствие.
Функции каталитического нейтрализатора
В отработавших газах двигателя, выходящих в атмосферу, концентрация вредных примесей не должна превышать нормы, установленной экологическими законами конкретной страны. В России с 2016 г. действуют ограничения выбросов Евро-5.
Нейтрализатор состоит из трех катализаторов (ускорителей химических реакций), выполненных из редких, дорогостоящих металлов:
1) платина – способствует окислению угарного газа и несгоревших углеводородов до углекислого газа и водяного пара;
2) родий – восстанавливает ядовитые окислы азота до безвредного азота;
3) палладий – как и платина доокисляет СО и СН.
Минусы при установке пламегасителя вместо нейтрализатора
Пламегаситель также называют стронгером, т.к. его установка на место катализатора снижает сопротивление на выпуске и, соответственно, дает прирост мощности до 5 л.с. Этот момент, а также относительная дешевизна стронгера делают его популярным у любителей тюнинга. Но так ли все действительно гладко и не вспомниться ли потом пословица про скупого, который платит дважды? Рассмотрим аргументы, говорящие в пользу покупки нового нейтрализатора взамен пришедшего в негодность.
1. Нежелательно вносить изменения в заводскую конструкцию автомобиля
Тюнинг тюнингом, но следует помнить, что двигатель, как музыкальный инструмент, имеет тонкую настройку. Сопротивление в выпускном трубопроводе учитывается при проектировании ГРМ (расчет фаз газораспределения), системы питания и зажигания. Сбивается настройка и работа ДВС уже не оптимальна.
2. Нейтрализатор работает совместно с лямбда-датчиками
Лямбда-датчики фиксируют концентрацию кислорода в выхлопных газах до и после катализатора. При установке стронгера придется или устанавливать эмуляторы («обманки») датчиков или перепрошивать электронный блок управления двигателем. В противном случае Check Engine будет выдавать ошибку, силовой агрегат перейдет на аварийный режим работы. Чип-тюнинг, к слову, удовольствие не дешевое и не всегда безопасное – можно загубить ЭБУ.
3. Без катализатора уровень вредных выбросов резко возрастает
Пусть прозвучит пафосно, но нужно помнить о нашей ответственности перед природой.
Решение о замене нейтрализатора пламегасителем владелец авто принимает, исходя из личных соображений. Стоит, однако, помнить, что использование дешевого заменителя обычно влечет за собой шлейф негативных последствий.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.