О техниках и способах манипулирования нужно знать, чтобы не стать самому манипулятором (это осложняет наши отношения) или не попасть в сети манипулятора.
А они таковы:
1. Переспрашивание со смещением смысла: манипулятор, вроде бы, пересказывает ваши слова, но добавляет в них свой смысл. После многократных повторений вы и сами уже верите, что говорили или думали именно так. Следовательно, будьте внимательны, уточняйте, корректируйте речь собеседника.
2. Безразличие: демонстрация безразличия к словам или действиям другого с целью заставить его «выложить все карты» как доказательства. Замечайте провокации и не поддавайтесь!
3. Ущербность: проявление слабости с целью вызвать жалость и снисходительное отношение к себе. Если вы пожалели человека, то как соперника его уже не воспринимаете и теряете бдительность, а он может этим воспользоваться. Старайтесь объективно оценивать собеседника, считая всех равными себе.
4. Имитация влюбленности: использование комплиментов, признаний, лести, показного почтения в своих целях. Включайте разум и старайтесь оценить объективно не только поведение, но и взгляд, речь, эмоции. Конечно, есть такие актёры, что и не разоблачишь, но большинство людей долго играть роль не умеют.
5. Немотивированные сильные эмоции (гнев, ярость, отчаяние): манипулятор запугивает вас, внушает чувство вины и ожидает, что вы начнёте его успокаивать. Проявляя безразличие, вы собьёте его с толку, не «заразитесь» его эмоциями и сохраните адекватное восприятие реальности.
6. Ускорение темпа (спешка): манипулятор старается создать условия, в которых вы не успеете осмыслить информацию. Останавливайте его, делайте паузы, проговаривайте важные фразы. Если не получается, извинитесь и уходите, пообещав вернуться к разговору в спокойной обстановке.
7. Подозрительность: стремление заставить человека оправдываться, снижая его защитный барьер. В этих условиях манипулятор начинает формировать у вас выгодные для него установки. Будьте уверены в себе, не стремитесь найти оправдания или пускаться в разъяснения. Лучше промолчать или задавать вопросы так, чтобы хозяином ситуации стали вы: «Из чего вы делаете такие выводы? Откуда такая уверенность? Вы уверены, что это правда? Я разве имею к этому отношение?»
8. Ирония или усмешка: стремление разозлить человека и сделать его более уязвимым. Лучше всего показать полное безразличие или снисходительно улыбнуться в ответ.
9. Сбивание с мысли: перебивание собеседника с целью сбить его с мысли. Можно обратить внимание манипулятора на его невоспитанность и предложить поговорить в других условиях. Если это невозможно, то продолжать говорить своё, не обращая внимания на реплики.
10. Рисование радужных перспектив: манипулятор намекает на широкие возможности или неожиданные перспективы. Не обращайте внимания на обещания и общие фразы, уточняйте и задавайте конкретные вопросы.
11. Имитация предвзятости: человек начинает говорить о вашей компетентности, знаниях, доброте или отзывчивости, создавая у вас установку на благожелательное отношение к нему. Не купитесь на лесть, но и не хвалите его в ответ.
12. Введение в заблуждение с помощью специфической терминологии: человек не понимает, оказывается в неловком положении и стесняется переспросить. Не нужно стесняться, лучше уточнить непонятное для себя слово, чтобы потом не оказаться в неясной ситуации.
Кто чаще становится жертвой манипуляторов? Конечно, отзывчивые, добрые, порядочные люди, которые всегда готовы выслушать и помочь. Ещё те, кто боится остаться один и жертвует своими интересами ради общения или принятия. Такие люди обычно не умеют отказывать и отстаивать свои интересы. А также те, кто боится проявлять отрицательные эмоции и избегает конфликтных ситуаций. Даже видя, что им манипулируют, такой человек не пойдёт на скандал или разрыв отношений.
Что же делать? Конечно, анализировать своё и чужое поведение, стараясь понять его причины и цели. И всегда помнить, что каждый из нас имеет право на удовлетворение собственных потребностей и уважение к себе.
❤️
Присоединяйтесь к моему инстаграму, чтобы читать больше статей о психологии