Здравствуйте, уважаемый читатель канала «Дневник оптимиста»!
Двигатель, созданный 60 лет назад, заслуживает того, чтобы о нём говорить в отдельной публикации, которая предлагается Вашему вниманию.
Мечта о создании V-образного двигателя с восемью цилиндрами возникла у инженеров ГАЗа в начале создания «Эмки», которая для спецслужб выпускалась с двигателем Форд V8. Однако технология и оборудование для его производства были дороги для молодой Советской Республики, поэтому выбор пал на шестицилиндровый двигатель.
В послевоенные годы американские фирмы, борясь за потребителя, активно выпускали всё более совершенные автомобили. Правительственный ЗИМ стремительно устаревал, и возникла необходимость разработки нового представительского автомобиля с более мощным и современным двигателем. Лучшим вариантом была V-образная восьмёрка. Прототипом послужил двигатель фирмы Крайслер, но его унифицировали с освоенным четырёхцилиндровым волговским мотором. Двигателю дали индекс автомобиля ГАЗ-13.
Для снижения веса все его детали изготовили из алюминиевого сплава, что было новаторским решением в мировом автопроме. В лёгкий блок цилиндров вставили чугунные гильзы, поршни и впускной коллектор тоже были алюминиевые. Из авиационного металла были изготовлены головки блока цилиндров. Газовская восьмёрка опережала время, на американских автомобилях двигатели в "алюминиевом" исполнении появились несколько лет спустя.
К особенностям двигателя, кроме перечисленных, можно отнести:
- четырёхкамерный карбюратор модели К113, камеры которого работали, в зависимости от нагрузки, попарно последовательно, обеспечивая экономичный режим на малых оборотах и достаточное питание двигателя на больших нагрузках;
- верхнее расположение клапанов, что значительно увеличило количество горючей смеси, поступающей в цилиндры;
- усовершенствованная система смазки, в которой дополнительно под давлением смазывались валик прерывателя-распределителя и оси коромысел;
- центробежный масляный фильтр, обеспечивающий качественное отделение механических частиц от масла;
- закрытая система принудительного удаления газов из картера способствовала увеличению ресурса масла.
Доводочную модернизацию двигателя провели после выпуска 2000 экземпляров. При этом был усилен блок цилиндров, изменена конструкция коленвала, водяного и масляного насосов, установлен карбюратор следующей 114 серии. В результате получился современный, лёгкий, мощный, надёжный, экономичный, неприхотливый мотор.
В процессе разработки грузовых автомобилей третьего поколения двигатель получил несколько модификаций. Грузовые модификации получили путём снижения степени сжатия с целью обеспечения работы двигателя на низкосортном топливе. Одновременно была снижена мощность, которой вполне хватало для грузовиков.
Конструкторы моторного завода в Заволжье постоянно следили за тенденциями мирового автомобильного моторостроения и старались не отставать в части улучшения надёжности, экономичности, экологических характеристик двигателя и его систематического улучшения. Это позволило заволжской V-образной восьмёрке находиться на уровне лучших мировых образцов и стать на многие годы сердцем для нескольких семейств грузовиков различных модификаций, автобусов и военной техники.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.