Найти тему
Дневник оптимиста

Первый советский двигатель V8.

Иллюстрация любезно предоставлена автором Владимиром Юшковым.
Иллюстрация любезно предоставлена автором Владимиром Юшковым.

Здравствуйте, уважаемый читатель канала «Дневник оптимиста»!

Двигатель, созданный 60 лет назад, заслуживает того, чтобы о нём говорить в отдельной публикации, которая предлагается Вашему вниманию.

Мечта о создании V-образного двигателя с восемью цилиндрами возникла у инженеров ГАЗа в начале создания «Эмки», которая для спецслужб выпускалась с двигателем Форд V8. Однако технология и оборудование для его производства были дороги для молодой Советской Республики, поэтому выбор пал на шестицилиндровый двигатель.

В послевоенные годы американские фирмы, борясь за потребителя, активно выпускали всё более совершенные автомобили. Правительственный ЗИМ стремительно устаревал, и возникла необходимость разработки нового представительского автомобиля с более мощным и современным двигателем. Лучшим вариантом была V-образная восьмёрка. Прототипом послужил двигатель фирмы Крайслер, но его унифицировали с освоенным четырёхцилиндровым волговским мотором. Двигателю дали индекс автомобиля ГАЗ-13.

Для снижения веса все его детали изготовили из алюминиевого сплава, что было новаторским решением в мировом автопроме. В лёгкий блок цилиндров вставили чугунные гильзы, поршни и впускной коллектор тоже были алюминиевые. Из авиационного металла были изготовлены головки блока цилиндров. Газовская восьмёрка опережала время, на американских автомобилях двигатели в "алюминиевом" исполнении появились несколько лет спустя.

К особенностям двигателя, кроме перечисленных, можно отнести:

- четырёхкамерный карбюратор модели К113, камеры которого работали, в зависимости от нагрузки, попарно последовательно, обеспечивая экономичный режим на малых оборотах и достаточное питание двигателя на больших нагрузках;

- верхнее расположение клапанов, что значительно увеличило количество горючей смеси, поступающей в цилиндры;

- усовершенствованная система смазки, в которой дополнительно под давлением смазывались валик прерывателя-распределителя и оси коромысел;

- центробежный масляный фильтр, обеспечивающий качественное отделение механических частиц от масла;

- закрытая система принудительного удаления газов из картера способствовала увеличению ресурса масла.

Доводочную модернизацию двигателя провели после выпуска 2000 экземпляров. При этом был усилен блок цилиндров, изменена конструкция коленвала, водяного и масляного насосов, установлен карбюратор следующей 114 серии. В результате получился современный, лёгкий, мощный, надёжный, экономичный, неприхотливый мотор.

В процессе разработки грузовых автомобилей третьего поколения двигатель получил несколько модификаций. Грузовые модификации получили путём снижения степени сжатия с целью обеспечения работы двигателя на низкосортном топливе. Одновременно была снижена мощность, которой вполне хватало для грузовиков.

Конструкторы моторного завода в Заволжье постоянно следили за тенденциями мирового автомобильного моторостроения и старались не отставать в части улучшения надёжности, экономичности, экологических характеристик двигателя и его систематического улучшения. Это позволило заволжской V-образной восьмёрке находиться на уровне лучших мировых образцов и стать на многие годы сердцем для нескольких семейств грузовиков различных модификаций, автобусов и военной техники.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.

Авто
5,66 млн интересуются