Найти в Дзене
Механик

«Победа». Её хотели назвать другим именем, но руководство страны решило по другому

В 1945 году закончилась Великая Отечественная война. Разруха города и сёла было нужно восстанавливать. Тяжёлый послевоенный период в истории нашей страны Союза Советских Социалистических Республик. Через год после Победы над фашисткой Германией в СССР в городе Горьком (ныне – Нижний Новгород) на новом автомобильном заводе начали серийное производство нового легкового автомобиля, который мог бы приобрести себе неплохо обеспеченный гражданин Советского Союза.

Первым оценил новинку Горьковского автозавода имени Молотова Иосиф Сталин. 19 июня 1944 года ему показали образец будущего серийного автомобиля.

Главный конструктор "ГАЗа" Андрей Липгарт, под чьим руководством осуществлялась работа над новинкой, предложил назвать автомобиль "Родиной". Вождю название не понравилось, и он иронично спросил: "И почём у нас будет Родина?" Тогда родился второй вариант "Победа". Сталин, глядя на автомобиль, улыбнулся: "Ну, не велика "Победа"..." Но потом добавил: "Пусть будет "Победой".

Комиссия посчитала модель еще «сыроватой» и предоставила ещё год на усовершенствование.

За один год на заводе внесли множество доработок: появилась печка, был установлен радиоприёмник, две пепельницы, обновлён интерьер внутри салона и др.

«Победа» был совершенно уникальный автомобиль, который сконструировал Андрей Липгарт. Это была первая, выпущенная в СССР машина, где был из стали был изготовлен кузов «понтонного типа

Через год автомобиль «Победа» (ГАЗ М-20) стал настоящим символом Победы Красной армии в Великой Отечественной войне. В 1949 году автомобиль и его создатели были награждены Сталинской премией.

Серийное производство машины продолжалось 12 лет с 1946 по 1958 годы. За это время было выпущено 241 497 машин разных модификаций, в том числе 14 222 кабриолета и 27 492 такси.

Технические характеристики «Победы».

Двигатель – 4-х цилиндровый, объёмом 2112 куб. см, максимальная мощность – 52 л. с. при 3600 об/мин. Степень сжатия позволяла работать на низкосортном бензине.

Динамические качества: разгон до 100 км/ч - 46 секунд, автомобиль имел неплохую приемистость на скоростях до 50-60 км/ч (до скорости в 50 км/ч машина разгонялась за 12 секунд).

Коробка передач – механическая, 3-х ступенчата с синхронизатором 2-й и 3-й передачи. Рычаг управления, который располагался под рулевым колесом.

Расход топлива – 13,5 л на 100 км.

Подвеска. Передняя – независимая рычажно-пружинного типа. Задняя имела рессоры.

Тормозная система – гидравлическая с четырьмя гидроцилиндрами.

Внутри салона много просторного места, машина отличалась хорошей вместительностью. Водитель сидел и получал максимум (на тот момент) удобства и комфорта. Рулевое колесо, на сегодняшний день, не сильно удобное, довольно тонкое и имело огромный размер – хотя, все это раньше соответствовало моде тех времен.

Стоимость автомобиля составляла 16 000 рублей и приобрести её мог отнюдь не каждый гражданин. Первый магазин по реализации «Побед» был расположен в Москве, в районе Бауманской. Чтобы её приобрести выстраивались в очередь.

Первые автомобили «Победа» распределялись исключительно по указаниям «сверху» за личной подписью самого Молотова. На первоначальном этапе машин не хватало даже для героев страны и лауреатов сталинских премий.

Мой дед работал на угольном разрезе и рассказывал, что у них в посёлке в 50 –е годы было немало автомобилей «Москвич» (они стоили 9 000 рублей, шахтёры могли приобрести их добавив немного к сумме «за выслугу лет»), но «Победа» была только у одного. Она возглавляла парад машин на праздниках Октябрьской Революции и 1 Мая и принадлежала начальнику разреза.

С 1951 года «Победа» по лицензии выпускалась в Польше на заводе FSO (Fabryka Samochodów Osobowych) под маркой Warszawa. В Польше было выпущено 254 472 автомобиля.

После прекращения производства «Побед» Горьковский автозавод перешёл на новую модель «Волга» ГАЗ М-21. Однако и сегодня нет-нет, да и встретишь на дорогах нашу легендарную «Победу».

Подписывайтесь на группу Механик ВКонтакте

Вам понравилась статья, подписывайтесь и не забудьте поставить лайк.

Авто
5,66 млн интересуются