Найти в Дзене
Екатерина Узакова

Манипуляция в школе

Оглавление

Сюжеты из школьной жизни

Открывается дверь кабинета, входит взъерошенная и обеспокоенная коллега.

- Что случилось?

- В туалете толпы девочек стоят и плачут после только что написанной годовой контрольной работы по математике. Где учитель математики?

Слёзы после поставленной оценки меня всегда ставят в тупик. Причём неважно, какая поставлена оценка, некоторые одинаково ревут и за «четверки», и за «тройки», а уж за «двойку» сам Бог велел. Я всегда пытаюсь выяснить, не наказывают ли дома за оценки. Ответ, чаще всего отрицательный. Поиск причин слёз торжественно объявляем открытым!

Фото AFP
Фото AFP

На педсовете, отрабатываем обратную связь от родителей после родительских собраний.

Родителей попросили написать в анкетах, чем они недовольны. Часть мам в одном классе недовольна учителем, потому что мало задаёт, работы проверяет поверхностно, в целом, по их мнению, халатно относится к урокам, детей не учит. И эти же мамы к другому учителю имеют диаметрально противоположные претензии. Задаёт, много, дети часами выполняют домашнее задание, много дополнительных листочков, которые надо распечатывать, а у них нет принтера и т.д. Вот и возникает вопрос, а можно ли всем угодить? Могут ли родители дать объективную оценку профессионального уровня учителя, если на уроках они не были, педагогического образования не имеют и т.д.? Или претензии техничный уход в сторону от более важных проблем? Не могут, но спасибо за претензии.

«Мой сын сказал, что домашнее задание поздно выкладывают в сетевой город.

Или вообще не выкладывают, или выкладывают по разным вайберам и контактам! Наведите порядок!

Потом оказывается, что сын входит в число двадцати человек класса, которые не носят дневник в школу и не записывают домашнее задание. Поэтому каждый раз начинает поиск того, что задано по социальным сетям, а на уроке, когда звучит фраза: «Открыли дневники и записали домашнее задание», он занят чем угодно, только не внимательным прослушиванием и записыванием домашнего задания.

Ребёнок может выбрать жертвой манипуляции родителя, родитель назначает жертвой манипуляции учителя, учитель – ребёнка. Замыкая круг...

Методы манипуляции

Джордж Саймон выделяет самые распространенные методы манипуляции:

Ложь

Трудно определить, лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно.

Ученик:

Я сдавал работу, вы её потеряли». Мама на собрании: «Она теряет все детские работы, сколько можно? Разберитесь!

Обман путём умолчания

Очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды.

Ученик:

Вы меня завтра спрашивайте поподробней, а то у меня тройка выходит. Я когда-то получил 2-3, так вот теперь они портят всю картину.

Учитель:

«Нет, ты перестал стараться во втором полугодии, перестал работать и получать пятёрки на уроках.»

Отрицание

Манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.

Ученик:

Я не разговаривал на уроке, я вас внимательно слушал, вы просто ко мне придираетесь!

Отвлечение

Манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.

Учитель:

Ваня систематически не выполняет домашнее задание».

Мама:

А вы не приняли у него домашнюю работу, которую он сдал в конце четверти.

Исполнение роли жертвы («я несчастный»)]

Манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.

В этой номинации могут выступить слёзы после оценки, как в первой истории этой статьи.

Симуляция путаницы

Манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает, о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.

Ученик:

- Я не сделал домашнее задание, так как не знал, что его надо смотреть в сетевом городе. А в вайбере ничего не было написано.

Учитель:

- Я в вайбере домашнее задание не задаю.

Ученик:

- Так там есть группа, там всегда скидывают домашнее задание.

Учитель:

- Почему в дневник не записал?

Ученик:

- А зачем дневник, если домашку в сетевом выкладывают?

Учитель:

- Так ты ж его в вайбере смотришь?

Дуб орех или мочало, начинаем всё сначала!.

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова Гимназия №1 города Челябинска.