Применение турбонаддува сделало возможным увеличение удельной мощности автомобильного двигателя без заметного прироста расхода топлива. Но, учитывая особенности работы турбокомпрессора (в частности, высокие обороты вращения колёс турбины) и высокую стоимость ремонта или замены этого агрегата, водителю приходится считаться с некоторыми правилами. Эти правила позволяют дольше эксплуатировать турбированный мотор, не прибегая к дорогостоящему ремонту.
Правило первое и самое, на первый взгляд, банальное – придерживаться рекомендаций завода-изготовителя. Особенно это касается в выборе моторного масла. Учитывая, что смазка турбины поступает из канала общей масляной системы мотора, масло для турбированного двигателя должно обеспечивать безопасное с точки зрения износа интенсивное вращение вала турбины. Попросту говоря, оно должно сочетать в себе свойства турбинного и моторного масел.
Также немалую роль играет и своевременное техобслуживание двигателя – замена воздушного и масляного фильтров, проверка герметичности впускного канала, очистка системы вентиляции картера и другие подобные мероприятия, исключающие попадание грязи в турбокомпрессор.
Правило второе – нельзя глушить турбодвигатель сразу после остановки авто – необходимо дать ему поработать «на холостых» несколько минут. Это позволит охладиться валу турбины и его подшипникам скольжения. Если этим пренебречь, то на деталях образуются твёрдые отложения – из выгорающего на них масла.
Поэтому водителям, долгое время ездивших на атмосферных дизелях, придётся избавляться от привычки глушить мотор на высоких оборотах – ранее такую меру использовали для профилактики образования воздушных пробок в топливной магистрали.
Правило третье – обязательно следует прогревать холодный двигатель – для нормализации циркуляции смазки. Все тепловые зазоры между деталями рассчитаны всё-таки на работу в нормальных условиях – то есть холодная турбина вполне может ощутить кратковременное масляное голодание, которое изрядно сократит срок её службы. Из таких же соображений вытекает и
Правило четвёртое – нельзя «раскручивать» холодный мотор. Особенно это относится к дизелям – их нельзя полностью прогреть, если авто стоит без движения. Нужно побороть в себе искушение резко стартовать с места, если двигатель уже остыл, и проехать несколько сотен метров с небольшой скоростью без динамичного ускорения.
Правило пятое – избегайте длительного простоя с работающим мотором. Это объясняется тем, что в масло мотора, который долго «молотил» на холостых оборотах, попадает больше сажи, образованной из частиц не до конца сгоревшего топлива. Твёрдые частицы загрязнений ускоряют износ подшипников скольжения турбины.
Чтобы не замёрзнуть в салоне машины зимой, остановившись для отдыха, предпочтительнее пользоваться автономным подогревателем.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.