Сейчас уже сложно сказать, была ли склонность к "вещизму", стремлению вести "барский" образ жизни у бывшего генсека врожденной и все ярче проявлявшейся по мере роста власти или же это явилось следствием формирования определенных черт характера.
Евгений Иванович Чазов, лечащий врач Брежнева и других партийных руководитель, вспоминал в одной из своих книг, что "я ни за что бы не поверил в 60-е годы, если бы мне кто-нибудь сказал, что через 20 лет Л. И. Брежнев будет с таким удовольствием вешать себе на грудь многочисленные медали, испытывать такую слабость к подаркам и ювелирным украшениям"...
А слабость к подаркам у Брежнева была, надо сказать, нешуточной, причем, удовлетворение этой слабости было обставлено очень изящно: во время визитов к главам других государств генсек всегда привозил с собой богатые дары, тем самым вынуждая отвечать ему тем же самым. В последние годы жизни Л. И. Брежнева, когда его любовь к подношениям приняла уже нездоровый оттенок, помощники обеспечивали душевный покой своему руководителю предварительными звонками в республиканские ЦК, заранее договариваясь о том, что лучше подарить высокому гостю.
Подарков, врученных Леониду Ильичу за годы его правления было немало: эксклюзивное охотничье оружие - почти сотня стволов; огромное количество ювелирных украшений из драгметаллов; более 200 орденов и медалей (среди них - четыре золотые Звезды Героя Советского Союза и Звезда Героя соцтруда из всех республик СССР) и конечно же - автомобили.
Сегодня, пожалуй, уже не осталось людей, которые не знали бы о великой любви генсека к хорошим автомобилям: его личная коллекция насчитывала 49 иномарок (по версиям других источников - в несколько раз больше). В начале 60-х Леонид Ильич ездил на ЗИЛ-110 (ЗиС-110) - элегантной, надежной и комфортабельной модификации американского Паккарда, которая штучно производилась в нашей стране.
В конце 60-х руководство итальянской компартии подарило генсеку один из самых дорогих и быстрых в мире на то время автомобилей Maserati Quattroportte, положив тем самым начало знаменитой автомобильной коллекции. В этом же году (1968) коллекция пополнилась еще одним эксклюзивным экземпляром, которых на весь мир существовало всего пять штук: американский миллионер подарил Брежневу роскошный Rolls-Royce Silver Shadow с алюминиевым корпусом и двенадцатью слоями краски...
Через год канцлер ФРГ вручил Леониду Ильичу шестидверный Mersedes-600 в кузове "пульман-лимузин" - в мире тогда существовало только семь моделей этого автомобиля. Обладание такими роскошными машинами могло только разжечь аппетит у коллекционера, что, впрочем, и произошло. Так, к примеру, в 1972 году накануне визита в СССР президента США Никсона высокому гостю очень деликатно дали понять, что глава СССР очень бы хотел пополнить свою коллекцию автомобилем Cadillac Eldorado, ну и конечно же, эта просьба была уважена: через некоторое время самолетом ВВС США в столицу нашей родины был доставлен ценный подарок.
Правда, так легко Ричарду Никсону отделаться не удалось: по воспоминаниям соратников генсека, Брежнев, ничего не зная об инициативе своих помощников, встречал в аэропорту американского гостя и сразу же проникся восхищением к президентскому автомобилю Lincoln. Его невольный возглас: "А можно и мне такой?Только обычный, конечно" был воспринят как руководство к действию, и в скором времени коллекция пополнилась небесно-голубым Lincoln Continental - самым любимым автомобилем Брежнева.
Красивых, мощных и представительных автомобилей в коллекции генсека было немало, но вся она, к сожалению, оказалась раздробленной в перестроечные и постперестроечные времена, хотя некоторые автомобили попали в явно надежные руки. Так, Maserati Quattroportte через аукцион приобрела Маргарет Тэтчер, а вот один из японских автомобилей из коллекции, доставшийся по наследству Галине Брежневой, был продан сначала настоятелю почаевского монастыря, а потом кочевал из рук в руки высокопоставленного церковного начальства.
Самая печальная судьба постигла тот самый шикарный "шестисотый", подаренный генсеку канцлером ФРГ - автомобиль был разбит на полигоне под городом Дмитровом; разбитый и основательно потрепанный жизнью Rolls-Royce осел в прибалтийском автомобильном музее;
ну а следы красавца Lincoln вообще теряются где-то на Кавказе, куда его увез таинственный богатый покупатель, по вполне очевидным причинам пожелавший остаться неизвестным...
*****************************************************
О зарплате Л. И. Брежнева и других генсеков