Найти тему
Office Life

Сети АЗС жалуются на потерю маржинальности и уход в убытки

Крупные сети АЗС направили, как сообщает TUT.BY, письмо заместителю премьер-министра Игорю Ляшенко. Фактически компании констатируют, что отпускные цена «Белнефтехима» на топливо делают торговлю «гарантированно убыточной».

Сети утверждают, что и ранее доходы от розничной продажи топлива были недостаточными. В плюс компании выходили за счет сопутствующей торговли другими товарами. Но этот ресурс не может обеспечить прибыльность в нынешних условиях.

Письмо написано от имени «Лукойл-Белоруссия», «РН-Запад» («Славнефть» и «Роснефть»), United Company, «Астотрейдинг» («А-100»), «Газпромнефть-Белнефтепродукт» (заправки «Газпром нефть») и «Татбелнефтепродукт» («Татнефть»).

Далеко не все эти компании публикуют свою финансовую отчетность. Например, российские владельцы «Татбелнефтепродукт» (ПАО «Татнефть») предпочитают не давать отдельно цифры по Беларуси. Хотя они сообщают, что здесь далеко не самая большая часть их сети АЗС. По данным на конец 2017 года всего у них насчитывалось 685 заправок, из них в России — 574, в Украине — 94, в Беларуси — 17. То есть теоретически «Татнефть» может покрывать убытки (если они есть) этой части бизнеса за счет «дотаций» из других национальных сегментов.

«Лукойл-Белоруссия», как известно, тоже является российским активом. Но их головная организация не дает подробностей именно по Беларуси. Отчетность «Лукойла» гласит, что за рубежом в целом в 2018 году росли продажи продуктов нефтехимии. Если за три квартала 2017-го продано на 35,8 млрд российских рублей (более 1,1 млрд белорусских), то за такой же период 2018-го — свыше 46,4 млрд (около 1,5 млрд белорусских). Кстати, в Беларуси у компании довольно крупная доля — 13%. В республике у «Лукойла» одна из самых больших сетей на национальном рынке: более 80 АЗС. 39 из них — с газовыми модулями. Также у компании в Беларуси пять нефтебаз. То есть она серьезно занимается не только розницей. Одно из направлений — переработка нефти на давальческих условиях на белорусских НПЗ. В годовом отчете за 2017 год «Лукойл» упоминает о сделках с белорусской «дочкой». Это поставка дизтоплива на сумму 2,6 млрд российских рублей (85 млн белорусских); бензина, дизтоплива и битумов на 8,1 млрд российских (266 млн белорусских). Была и «давальческая» поставка нефти — до 2,5 млн метрических тонн за $875 тыс. (с лагом плюс-минус 5%). То есть нефть сырая продается сюда за инвалюту, а готовые продукты — за российские рубли.

Отчетов United Company в открытом доступе нет. Но компания не скрывает многопрофильность своего бизнеса. Она занимается не только розничной продажей топлива. Зарабатывает на продажах растений через садовые центры. На АЗС работает сеть пиццерий MacPizza и кафе Salad Drive. Под вторым брендом также работает сервис доставки тортов.

«Газпром нефть» в своих российских отчетах умалчивает о финансовых показателях АЗС в Беларуси. Но компания констатирует, что ранее экспорт нефти, если учитывать только страны СНГ, был лишь в Беларусь. С 2018 года 2,9% от этого объема перенаправили на Узбекистан.

Свою отчетность не скрывает белорусская «Астотрейдинг», которая входит в группу «А-100». На данный момент доступен документ за 2017 год. Он гласит, что в 2016-м еще была чистая прибыль в размере 43 тыс. рублей. В 2017-м уже были убытки — минус 527 тыс. рублей. Себестоимость проданной продукции занимает в выручке более 80%. Очень много съедают расходы на реализацию. В 2017-м они превышали 20 млн рублей.

Оригинал статьи размещен здесь: https://officelife.media/news/10108-the-network-of-filling-stations-complain-about-the-loss-of-margins-and-care-in-the-loss/