Общих норм потребления масла двигателем не существует. Каждый двигатель расходует его по-своему, к тому же многое зависит от конкретных условий эксплуатации, свойств отдельных масел и даже уровня перфекционизма владельца автомобиля. Но некоторые условные предпосылки к предстоящему ремонту всё же можно выделить.
Куда девается масло
Существует несколько путей, причём далеко не все из них можно считать неисправностью.
- Наиболее важным можно считать расход масла на угар через стенки цилиндров. Этот путь предусмотрен конструктивно, он неизбежен, оценке подлежит лишь его величина.
- Масло может проникать в камеры сгорания также и через сальники клапанов. Абсолютно сухими их стебли быть не должны, пара стебель-направляющая нуждается в смазке.
- Частично масло может проникать в цилиндры по вентиляции картера. Скорее это признак неисправности, масло должно отделяться от картерных газов, но не везде система очистки совершенна.
- Некоторое количество масла теряется в подшипниках турбины, если она присутствует.
- Простые утечки по уплотнениям мотора. Для современных моторов это должно быть исключено. По нормам экологичности не допускается даже запотевание.
Остаётся выяснить как отделить норму от признаков необходимости вмешательства.
Угар
Трущиеся по стенкам цилиндров поршневые кольца нуждаются в смазке. Для этого там даже предусмотрена микронасечка – следы от специального хона. Микрорельеф удерживает некоторое количество масла, которое затем смывается топливной смесью и сгорает вместе с ней. Это естественный процесс, но за его изменениями надо следить. В начале жизни двигателя расход по этой причине немного выше нормы, затем уменьшается и стабилизируется.
Критерий к настороженности – резкий рост расхода. Вплоть до появления сизой окраски выхлопных газов. Это будет означать, что кольца изношены. Уход масла в вентиляцию обычно совпадает с началом износа колец. Растёт давление в картере и очистка не справляется.
Похожие признаки и у перерасхода через сальники клапанов. Симптом несколько другой – характерный выброс дыма при сбросе газа с последующим добавлением.
Ремонтировать или подождать
Строго говоря, нормы расхода масла прописаны для каждого мотора и ремонт следует начинать сразу, как только они будут превышены. Часто даже литр на тысячу километров считается нормой. Например для турбомотора, особенно немецкого, эксплуатируемого с большой нагрузкой. Наверное надо иметь в виду, что после появления заметного дымления и расхода на уровне полутора-двух литров масла на тысячу уже есть о чём задуматься. Хотя это и не означает, что завтра мотор откажется работать. Просто ремонт может обойтись дороже.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.