Портрет — особенный жанр. За каждым из них стоят две личности — художник и натура. Многие полотна за прошедшие десятки, а то и сотни лет были утрачены, но остались и те, что готовы рассказать нам свою историю.
Один из таких — работа Валентина Александровича Серова. Называется она «Девушка освещённая солнцем». Отметим, что сам художник считал это полотно лучшим своим произведением. Незадолго до ранней и скоропостижной кончины портретист, глядя на него, заметил: «И самому мне чудно, что я это сделал».
Героиню, которую Серов назначил своей натурщицей, звали Марией Симонович. Живописец проводил лето в Домотканово, усадьбе своего друга, а Маша в это время была в гостях у кузины — жены владельца имения.
Серов искал идеальное место для пленэра. Свой выбор он остановил на скамье под старым деревом в одном из уголков сада. Девушке было велено сесть удобно и думать о приятном, чтобы сохранить тот намек на улыбку, который привлекает зрителей по сей день. После четырехмесячного позирования, уставшая от бесконечных переделок картины, Машенька сбежала в Петербург, где она посещала классы скульптуры. Потом поехала за границу, и познакомившись с политическим эмигрантом Соломоном Львовым, вышла за него замуж. Он был врачом —психиатром, сумевшим наладить в Париже успешную практику.
«Солнечная мадемуазель» неоднократно приезжала в Россию, и в 1895 году Серов написал еще один из восьми последний портрет, который подарил своей модели. Неожиданный сердечный приступ унес жизнь великого мастера через шестнадцать лет. Валентин так и не узнал, какая участь постигла его любимую натурщицу.
Мария прожила еще много лет. Перед Второй мировой войной умер ее муж, сыновья ушли в армию, и она находилась одна в оккупированной французской столице. Много раз ей казалось, что остается не долго жить на белом свете. В такие моменты она всегда вспоминала те безмятежные дни и мечтала о родных берегах. Судьба распорядилась иначе. Она дождалась победы, которой желала всем сердцем.
Успела завещать государству, оставшийся у нее портрет кисти маэстро. Она хотела, чтобы полотно вернулось в Третьяковку, но ее сын предпочел оставить изображение матери во Франции, ставшей ей другой родиной. Андре Львов, микробиолог, получивший за свои труды Нобелевскую премию, передал его в музей Д’Орсэ, где он висит и сейчас.
Автор: Лёля Городная