Найти в Дзене

«Путь преодоления»

Оглавление

Примечание: этот текст я написал по заданию родной редакции весной 2018 года. Его так и не взяли в газету, поэтому я решил опубликовать его здесь.

На улицах Сургута появились объявления, в которых обещают избавить от алкогольной и наркотической зависимостей. Организация, дающая это обещание, именует себя «Путь преодоления». По словам ее представителей, они занимаются реабилитацией, отправляя людей в другие города и содержа в условиях домашнего быта и общехристианских ценностей. В Сургуте организация открылась в начале 2018 года. Большинство из обратившихся «солевые» наркоманы. Я напросился в гости к представителям организации, чтобы понять, есть ли у попавших сюда иной путь. 

Украл, выпил – к Богу

Трёхкомнатная квартира на улице 30 лет Победы встречает тусклым коридорным светом. На стене с зелеными обоями висят две таблички – одна с правилами внутреннего поведения, другая с распорядком дня. «Подъём, завтрак, молитва…» заставляют тебя чувствовать, будто ты находишься в пансионате. Меня встречает Максим, он называет себя «старшим братом» и руководителем сургутского филиала организации «Путь преодоления». Только успел разуться, он предлагает мне небольшую «экскурсию».

«У нас тут всё по общехристианской морали», – начинает рассказывать Максим, показывая быт «братьев» и «сестёр». Комната отдыха, молитвенная, где лежат несколько экземпляров Библии и спальная с двухъярусными кроватями. Оказывается, много человек может вместить обычная «трешка».

После экскурсии Максим знакомит меня с остальными «братьями». У всех своя история, часто связанная с тюрьмой и тяжелыми наркотиками. Сам Максим рассказывает, что пришёл в «Путь преодоления» после долгих лет наркомании.

«Я употреблял с 1999 года, мне тогда было 15 лет, сам детдомовский из Костромы. И мы были вольны делать, что захотим. Я хотел попробовать [наркотики] – я попробовал. И стал от них зависеть. То, как я добывал себе на наркотики, позже стало моим образом жизни. Как по знаменитой фразе «украл, выпил – в тюрьму». Так продолжалось до 2012 года, пока не пришёл в «Путь преодоления» и не решил с этим покончить, - рассказывал Максим.

Чуть позже он признался мне, что первый его «приход» в организацию не закончился успехом. В 2014 году он решил уйти и уже через три дня оказался под подпиской о невыезде по 111 и 162 статьям уголовного кодекса (причинение вреда здоровью и разбой соответственно. – Прим. автора). В сентябре 2017 Максим вышел из тюрьмы и сразу же решил вернуться в организацию.

Схожей историей поделился и «брат» Евгений. Сам он приехал в Сургут из Челябинска. В «Путь преодоления» пришёл после нескольких рецидивов

«Употреблять наркотики начал в 2007 году. Я тогда только освободился из тюрьмы. Сидел за угон, куда-то на машине прокатился. Потом в компании начал колоться. Нужны были деньги, плохие дела делал. Год ходил, потом меня опять закрыли. Освободился в 2010 году. Потом пошла мода за «соль». Одноклассник позвонил, предложил "спиды"…. и всё пошло заново, пока два месяца назад не пришел в центр» .

И подобных историй в «Пути преодоления» множество.

Фото: Никита Силин
Фото: Никита Силин

Хорошо забытое старое?

В беседе со мной руководитель сургутского филиала «Путь преображения» Максим Котов сказал, что организация существует ещё с начала 2000-х годов. Под своим текущим названием она существует последние несколько лет и, по словам её участников, сейчас действует порядка 600 центров по России. До этого, по словам Максима, она называлась «Преображение России». В открытых источниках в интернете действительно можно найти информацию, что «Путь преодоления» – это новое название организации «Преображение России». Последняя  существовала с 2001 года и была ликвидирована Верховным судом России в июне 2011 года «связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства».

Как ранее писала Газета.ру, до этого Минюст РФ приостанавливал деятельность «Преображения России» в связи с незаконным предпринимательством и «получением дохода от деятельности реабилитационных центров, а также не предусмотренных уставом погрузочно-разгрузочных работ, услуг по уборке территорий». На вопрос о том, на какие средства существует сургутский филиал «Пути преодоления», руководитель Максим ответил, что они находятся на «самообеспечении»:

«Выполняем мелкие работы. Например, бабушке кран починить. Иногда просим невостребованный хлеб, нам помогают с постельным бельём пара гостиниц и с вещами местный храм (речь идёт о храме Георгия Победоносца на улице Университетская – Прим. автора .
Фото: Никита Силин
Фото: Никита Силин

Терпение и труд

Отзывы о деятельности организации в интернете довольно противоречивые. Если ввести название «Путь преодоления» в строку поисковика, то одними из первых результатов выпадут текст письма к экс-уполномоченному по права ребенка Павлу Астахову, касательно деятельности Пермского филиала организации, по поводу ребенка рожденного в одном из центров организации одной из «сестер». Авторы письма утверждают, что в условиях филиала у ребенка нет шансов на нормальное развитие.

«Организаторы используют труд зомби, в объявлениях всегда трезвые грузчики, расклейщики объявлений, сторожа, разнорабочие - это все братья, работающие без зарплаты», - пишут в письме. Аналогичные сообщения можно найти и на тематических форумах.

Настоятель настоятель храма святого Георгия Победоносца отец Антоний Исаков отметил, что в подобных организациях трудотерапия – это стандартная практика, схожая с монастырской.

«Использованием рабсилы можно назвать любую трудотерапию. А только ей и реабилитируют наркоманов. В любом монастыре это принято помимо бесед и встреч. Таких организаций море. По своей сути это современные внеконфессиональные протестанты - ньюэйджеры, которые исповедуют общехристианские ценности. Для христианского богословия это, конечно же, секта. Но они же себя не позиционируют как религиозный культ. Это кружок по интересам без каких-то особенностей» , – отметил отец Антоний.

Фото: Никита Силин
Фото: Никита Силин

Дела семейные

Когда я задаю вопрос о том, как организация планирует работать дальше в Сургуте, мне отвечают неохотно и уклончиво. Меняю тему, ухожу в личные моменты, спрашиваю о том, кто как планирует жить в Сургуте дальше. Пара мужчин в организации мне рассказали, что в ближайшее время собираются жениться. Вторых половинок они себе нашли в стенах «Пути преодоления». В ходе всей беседы женщин я видел всего двоих. И обе были на кухне. Максим уверен, что с их зависимостями работать сложнее.

«Действительно, у нас женщин в организации меньше. Всё потому, что они меньше восприимчивы к зависимостям. Им сложнее на что-то подсесть. Но если уж такое случилось, то они до последнего будут это отрицать».